Продюсер «ВО», Мария Фадеева, побеседовала с директором школы № 444 Павлом Северинцем о сложностях выбора – как понять, в чем состоит призвание ребенка и когда нужно плотно заниматься профориентацией.
Павел Северинец убежден, что, в первую очередь, не нужно усложнять. Стоит внимательно следить за интересами и за образовательными результатами ребёнка. Но важна не оценка в дневнике или журнале, а интерес – насколько любопытно ребёнку делать те или иные задания. Кому-то нравится корпеть над задачами, чертить, проектировать, а кому-то – художественные вещи: обработка фотографий, музыка, песни, танцы.
Базовый возраст
Директор развеивает сомнения насчет допобразования – современные московские школы предоставляют всю палитру внеурочной деятельности, которая интегрирована в общую образовательную систему. Поэтому в большой школе возможности есть для всех ребят.
По словам Павла Александровича, пробовать разные направления нужно уже с 5–6 класса:
«Сейчас очень мощное направление в проектной деятельности. Мы стараемся, чтобы ребята старались делать не только описательные проекты, но и исследовательские, действительно создать что-то новое, из инженерии или из культуры.
За счёт проектной деятельности у ребенка есть возможность поменять траекторию, педагога, поменять направление работы. То есть посмотреть, понаблюдать, поговорить, что интересно, что неинтересно, хотя, конечно, ребёнку в 4–5 классе интересно всё».
«Дети абсолютно разные, но пятый-шестой класс – это время, когда нужно пробовать, искать, идти в поход, танцевать, петь, писать проект», – утверждает Северинец.
«Этот возраст – база, уже образование начальное положено.
А седьмой-восьмой класс – уже предметно сориентированные направления: и физика, и химия появились, и математика на новый уровень выходит, и история становится не рассказом о древности, а реальным предметом, где надо работать с документами.
10–11 – это фундаментальная наработка базы, на которую ты будешь опираться, когда ты будешь сдавать итоговый экзамен».
Директор советует понять это к девятому классу, чтобы успешно выйти на итоговую аттестацию.
Как сохранить желание учиться
Самое страшное, как представляется директору 444 школы, что может сделать учитель, – это отбить интерес к учёбе. Система образования как раз для того и нужна, чтобы его сохранить.
Школы сейчас всё чаще и чаще смотрят на то, чтобы включить в захватывающую интеллектуальную деятельность 5–6-е классы.
«ФГОСы изменились, появилась и география, и биология, не предмет „естествознание“, а серьёзные предметы и учебники», – поясняет Северинец.
«Мы на примере нашей школы уже с 6-го класса предлагаем ребятам в качестве элективного дополнительного часа выбрать из 11-ти предметов».
«Теория решения изобретательских задач – это химия, это физика, это экология, это робототехника, это программирование. И у ребёнка есть возможность себя попробовать в этом направлении», – уточняет Северинец.
Все сможет школа
Конечно, каждая школа отличается – предметами, кружками – и часто родители пытаются дать ребенку лучшее и переводят его в кажущееся более подходящим учебное заведение.
«Главное, чтобы школа была в пешей доступности» – заявляет педагог.
Потому как система дополнительного образования в школе и в районе позволяет добрать то, что интересно. Не в каждой школе есть робототехника, но в соседнем Дворце пионеров, например, есть бесплатный кружок.
«Мы все хотим нашим детям лучшего, но это перегрузка, когда под это подстраивается жизнь всей семьи: мама с работы отпрашивается, папа бежит, бабушка дежурит для того, чтобы его из одного места доставить в другое...
Это, конечно, хорошо, но очень тяжело, очень сильно выматывает. Самое главное, что и ребёнок замучен, и родители тоже без конца думают, как это сделать».
«Если хорошо, качественно учат в школе, то остальное можно добрать за счёт системы дополнительного образования и не срываться».