Место, которое Россия займет в глобальном мире к середине нынешнего века, будет во многом предопределено состоянием нашей системы образования в 2018–2024 годах, включая детские сады, школы, колледжи, университеты, а также сферу непрерывного образования.
Такой вывод следует из доклада «Двенадцать решений для нового образования», который подготовлен Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики.
Опираясь на теорию человеческого капитала, авторы доклада утверждают, что инвестиции в образование как отдельной личности, так и всей страны (в условиях неопределенного будущего и постоянных глобальных вызовов) – есть наиболее оптимальное решение для устойчивого роста качества жизни россиян и социального выравнивания. Инерционный, промежуточный и оптимальный сценарии описывают разные варианты этого процесса, исходя из экономико-социальных реалий и конкретного бюджетного финансирования.
Чтобы прорыв случился, предлагается сделать повсеместный упор на цифровую трансформацию образования.
В качестве исходной, сравнительной базы приведены данные о том, сколько (в процентах от ВВП) тратят на образование разные страны: США – 5,3, Нидерланды – 5,3, Великобритания – 5,6, Франция – 5,7, Бельгия – 6,0, Россия – только 3,8 процента. Речь, по мнению авторов доклада, идет не только о «вливании денег» или повышении квалификации кадров.
Программа реформ на уровне вузов должна предусматривать формирование, в буквальном смысле выращивание новых научных школ, внедрение культуры инноваций и предприимчивости. А обществу следует задуматься не только о новых компетенциях для рынка труда, но и о социальной вовлеченности, деятельном патриотизме, установке на общее благо. В качестве прорывных инструментов предполагается использовать цифровую трансформацию образования и широкое применение частно-государственного партнерства.
3,8 процента от ВВП составляют траты на образование в России. Для сравнения: в США – 5,3, в Великобритании – 5,6, во Франции – 5,7 процента.
Доклад дает представление о важнейших проблемах и узких местах современного образования и включает следующие проекты: поддержка раннего развития; школа цифрового века; современная материальная инфраструктура образования; равные образовательные возможности и успех каждого; новое технологическое образование в школе и СПО; развитие и поддержка талантов; запуск системы непрерывного образования; вузы как центры инноваций в регионах и областях; фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН; повышение глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования; современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех; кадры для развития образования.
Алексей Смирнов