8–9 июня 2018 года Парижская педагогическая школа совместно с педагогической школой Кретея и сотрудниками лаборатории Experice проводят международный коллоквиум, посвященный педагогике освобождения.
Педагогикой освобождения называют различные педагогические теории, вдохновленные трудами бразильского педагога и психолога Паулу Фрейре, считавшего существующую педагогику «банковской», или «педагогикой угнетения».
Это значит, что знания, которые получают ученики, не обсуждаются: они вкладываются, как «банковский депозит», их нельзя критиковать.
Такое образование готовит учащихся к пассивному восприятию идеологии, навязываемой угнетателями. Фрейре считал, что «педагогику угнетения» необходимо заменить «критической педагогикой»: знания следует воспринимать критически и свободно обсуждать; ничто нельзя принимать на веру, между учениками и педагогами должен вестись диалог.
Паулу Фрейре широко известен в мире, особенно в Северной Америке и в Южной Африке, но во франкоязычных странах его знают гораздо меньше. Коллоквиум ставит перед собой цель познакомить французов с различными направлениями педагогики освобождения: критическими, феминистскими, антирасистскими, направленными против различных форм угнетения и социальной несправедливости.
Коллоквиум включает три пленарных заседания, симпозиумы и мастер-классы. В нем примут участие как университетские исследователи, так и практики, работающие в школьном или университетском образовании или в народном образовании вне школы. Участниками станут как французы, так и гости из Швейцарии, Португалии, Канады, Латинской Америки, Алжира и Камеруна.
На коллоквиуме будут широко представлены феминистские направления педагогики освобождения, очень развитые в англоязычных, испано- и португалоговорящих странах, но почти неизвестные во Франции. Коллоквиум бесплатный и обращен к самой широкой аудитории, а не только к университетским работниками. Организаторы надеются, что это мероприятие станет первым в целом ряду подобных инициатив.
Перевод Александры Ратай