А детям – чтобы лучше осознать: привычное для каждого школьного класса деление на «ботаников», девушек-принцесс, фриков и хулиганов не так универсально; все гораздо сложнее.
Во всем виноваты учителя и родители
Джон Хьюз – культовый режиссер 80-х. Именно он тогда снимал кино про проблемы подростков («16 свечей», «Клуб “Завтрак”»), именно ему принадлежат сценарии фильмов про детей помладше – «Один дома» (со всеми продолжениями), «Бетховен», «101 далматинец». Режиссерских работ у него куда меньше, чем сценарных, но среди них есть, например, «Кудряшка Сью», одна из главных героинь которой – девятилетняя девочка со сложной судьбой. Словом, детские и подростковые проблемы всегда были в поле его внимания.
Может быть, Хьюз первым обозначил иерархию основных школьных типажей, которые с тех пор фигурируют в кино про подростков.
Это умник («ботаник»), спортсмен, принцесса (главная девочка в классе), психопатка (или странная, неформатная героиня) и хулиган. Потом они стали появляться постоянно, начиная с «Дрянных девчонок» и продолжая сериалом Гай-Германики «Школа».
О чем «Клуб “Завтрак”»? Пятерых 16-летних школьников в качестве наказания за разного рода проступки заставляют отсидеть восемь часов в субботу в школе (а это – выходной день) и под наблюдением учителя-диктатора-хама (ребятам нельзя вставать, ходить, шуметь) написать сочинение о самих себе. Все они – из разных социальных кругов, из семей с разным достатком и с разными жизненными установками. Но, как выясняется, все эти подростки глубоко несчастны, даже самые с виду благополучные.
Причина всех несчастий – полное одиночество, ставшее результатом непонимания со стороны родителей, учителей и одноклассников.
Сначала всё очень плохо: дети, едва знакомые между собой, враждебно настроены друг к другу. Их провоцирует и задирает парень по фамилии Бендер (!) – он кажется гораздо старше своих шестнадцатилетних одноклассников, вообще не озабочен учебой (не знает, кто такой Мольер, и рвет томик его пьес), вращается в полупреступной среде и прячет в ящичке с вещами травку. Он провоцирует парня, который серьезно занимается борьбой, на драку, оскорбляет девушку – «принцессу» Клер и ведет себя так, будто считает окружающих г@ном. (Как выяснится потом, это – всего лишь защитная реакция на ситуацию в его семье.)
А спортсмен защищает «принцессу» от «хулигана». И вообще понятно, что он и она – из другого социального круга. Так же как Брайан – отличник-«ботаник», рассказывающий, в каких кружках занимается (физика, латынь и математика). Ну и пятый персонаж – девушка Элисон: она кажется странной, не подчиняющейся законам общества, в котором живет. Она любит тяжелый рок и похожа на мрачного, аутичного гота (но тогда их, кажется, еще не было).
Кроме того, есть учитель, который пытается справиться с этой компанией: он диктатор, действующий с позиции силы. Только ничего у него все равно не получается. Видимо, потому, что он не любит свою работу и не собирается разбираться в проблемах этих детей: главное – добиваться от них выполнения приказов.
Тема учителя важна и вечна: этот герой разочаровался в своей профессии и потому не понимает подростков и не вызывает у них ни любви, ни уважения.
Он чувствует, что они над ним насмехаются, зато, как сообщает школьному уборщику, он получает 31 тысячу в год и имеет свой дом.
С ног на голову
Как вы понимаете, в результате вся ситуация переворачивается с ног на голову: школьники начинают делиться своими проблемами, сбегают из своего заточения (катализатором этой «революции» становится Бендер). А еще Бендер дает одноклассникам покурить травку, после чего подростки абсолютно расковываются – танцуют, хохочут и рассказывают то, что выводит их за рамки собственных амплуа.
И тут выясняется, кто за что получил это субботнее наказание. Бендер, например, сымитировал пожар и спровоцировал ложную тревогу. Спортсмен-борец наклеил на задницу одного безобидного парня скотч, который потом отдирали вместе с волосами и кожей. У тихого и правильного «ботаника» в школьном шкафчике нашли револьвер-ракетницу, которая взорвалась прямо там. «Принцессу» Клер наказали непонятно за что, да и фриковатая девица Элисон оказалась в заточении просто потому, что она – странная.
Зачем им нужно было совершать эти странные поступки? Бендер – просто человек, которого оскорбляют дома, которому и на Рождество-то отец подарил блок сигарет; он обижен на весь белый свет и защищается агрессией. «Ботаник» Брайан находится в полной зависимости от своего отца, который требует от него отличных оценок (самому парню это не нужно). В итоге он, получив «неуд» по труду (?!), решает покончить с собой с помощью ракетницы («пятерки»-то теперь все равно не будет, а без этого жизнь не имеет смысла). А спортсмен совершает дикий поступок со скотчем лишь для того, чтобы угодить собственному отцу, который прожужжал ему все уши о том, что сам когда-то вытворял в школе (а «спортсмен» этим не отличается). Рассказывая о своем жестоком проступке, он плачет, что так унизил ни в чем не повинного парня.
Вот и выясняется, что виной всему – отношения с родителями, которые не понимают своих детей.
Клер (принцесса) говорит, что она нужна родителям лишь для того, чтобы они могли досаждать друг другу, и вообще она уверена: «ни у кого не получается ладить с родителями». Элисон мечтает убежать на край света, потому что жизнь дома ей приелась. Родители ее «просто не замечают». «Спортсмен» совершает свое преступление, чтобы завоевать авторитет у отца. И потом говорит: «Как же я его ненавижу… Он превращает меня в безликого робота». По сути, отец превращает в робота и «ботаника», который, боясь его разочарования, решает покончить с собой с помощью ракетницы. Клер вопрошает: «Господи, неужели мы станем такими же, как родители?». Это неизбежно констатирует Элисон: «Когда взрослеешь, сердце умирает».
В общем, в конце все как-то устаканивается: Элисон находит новую любовь (также как и Клер); Бендер оказывается совсем не таким плохим (все это была защитная реакция). А учитель, как и родители, их не понимает, видит их очень упрощенно: на самом деле в каждом из этих подростков сочетаются и умник, и спортсмен, и психопат, и принцесса, и преступник. Наверное, как и в каждом человеке.
Что можно посоветовать родителям после просмотра этого фильма? Будьте внимательны к вашим детям, разговаривайте с ними, прислушивайтесь к их мечтам и желаниям. Тогда, может быть, ваша жизнь и жизнь ваших детей сложится чуть счастливей.