Без рубрики // Колонка

Седеет школа — чахнет молодёжь

Молодые учителя не удерживаются в школе. От низкой зарплаты падает их социальный статус. Как школе привлекать молодых специалистов?

Седеет школа — чахнет молодёжь
Фото: bilimal.kz

Повышение средней учительской зарплаты до 150% от средней зарплаты по экономике соответствующего региона было записано еще как задача на будущее в Стратегии-2020. Действительно, роль учителя как примера социальной успешности для подрастающего поколения крайне важна.

Весьма сомнительно, что бедный учитель с низким социальным статусом может выпустить в жизнь молодых людей, нацеленных на решение сложных общественных и экономических задач.

Сомнительно, что при бедности учителей школа сможет привлечь на работу молодых специалистов.

А ведь учительский корпус стареет. Между тем в 2017 году почти четверть учителей считала, что молодежь в школу ничего не привлекает, а 60% учителей были недовольны размером своей зарплаты, несмотря на огромные усилия (как организационные, так и финансовые) государства по ее повышению. Позитивно, однако, то, что родители учащихся, наслышанные о росте учительских зарплат, стали относить учителей к среднему классу, что позволило улучшить взаимодействие педагогов и родителей.

Накопленный опыт повышения учительской зарплаты показывает, что в последние годы растет ее дифференциация внутри педагогических коллективов.

Молодые учителя не получают той оплаты своего труда, которая удерживала бы их в школе, если отбросить интерес к профессии (очень важный стимул), стабильность занятости (что также немаловажно) и, кроме того, узость рынка труда во многих высокодотационных регионах.

Но если интерес к профессии – положительный стимул, то два остальных, скорее, носят негативный характер.

Если в результате дальнейшего повышения средней заработной платы проблема ее дифференциации не будет решена, то школа останется в том же кадровом не сильно устойчивом положении, как и сейчас.

Сегодня во многих школах заработная плата превышает 75% их бюджета.

У школы не остается ресурсов на обновление материально-технической базы, а это, несомненно, очень важно в условиях быстро развивающихся технологических перемен. Про перенапряжение региональных бюджетов уже не говорю, про это все неоднократно сказано. Словом, просто повышать среднюю зарплату учительства, мягко говоря, неэффективно. Боюсь, что если серьезных перемен в экономике в ближайшие годы не произойдет, то проблемой станет и ее удержание на достигнутом уровне.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube