Без рубрики // Колонка

Как учителя дезертировали из профессии

В одной школе произошло ЧП. Впрочем, никаким ЧП это событие могло бы и не стать, если бы не два обстоятельства. Первое – реакция на него взрослых (учителей и персонала). Второе – выложенные в социальных сетях аудиозапись и фотографии.

Как учителя дезертировали из профессии
Фото: i.ytimg.com

Коллизия события проста. В школе появился предвыборный плакат с портретом зарегистрированного кандидата на предстоящих выборах. Ученик надписал поперек портрета фамилию оппозиционера – противника выборов – и повторил ее на двери школьного туалета. Узнать, кто это сделал, не составило труда.

А теперь попробуйте предположить возможные сценарии дальнейшего развития событий.

На это вы резонно заметите, что для сторонних аналитиков в этой задачке слишком много неизвестных. Прежде всего – самая главная: ученик. Какова его мотивация? Что и кому он хотел сказать своим поступком? Просчитывал ли возможные последствия и видел ли в них элемент риска? И множество других вопросов хотелось бы задать ему и знающим его учителям. Был ли неожиданностью для них его поступок? Могут ли они дать произошедшему оценку – как объективную, так и субъективную? Какой вывод из этой истории можно сделать и от чего зависит «формат» вывода – начиная с сурового наказания (за что?) и кончая вдумчивым разговором по душам?

Что до меня, то я рассматривал бы весь контекст, заданный поступком подростка, не как ЧП, а как образовательное событие, исключительно богатое по скрытым в нем ценностным смыслам и социокультурному потенциалу. Какой замечательный детско-взрослый разговор по такому поводу мог бы получиться! Какие серьезные и важные для всех участников вопросы можно было бы обсудить! Каким тренингом в сфере социальной коммуникации мог бы стать обмен мнениями! Честное слово, я как педагог мечтал бы о таком шансе!

Как же использовали свой шанс наши коллеги из красноярской школы? Никак. Вернее, они, образно говоря, старательно выжгли пространство возможного диалога и фактически полностью самоустранились из педагогического пространства, оставив его на откуп человеку, не имеющему к подлинному образованию ровным счетом никакого отношения. Они, якобы профессионалы, позорно капитулировали, оставив «поле боя» самому примитивному мародеру. А с мародеров какой спрос? Они трусливы, циничны и наглы. И «героиня», которой учителя выдали на расправу своего воспитанника, явила себя в своем полном «праве завхоза».

Но почему «сценарий» оказался именно таким? Ответ элементарен: педагоги просто-напросто не знали, что в этой ситуации делать! Вот провести открытый классный час об активной гражданской позиции или урок об активном и пассивном избирательном праве они могли бы. А здесь им стало панически страшно – ведь это в «их» школе испортили плакат-портрет главного кандидата и у всех на виду написали самую страшную фамилию! Их же могут теперь заподозрить в педагогическом недогляде, а то и в прямом попустительстве политической провокации!

И какое все-таки счастье, что одна из надписей сделана на двери туалета! Это сразу позволяет перевести стрелку с «политики» на «порчу школьного имущества». Вот пусть начальница, ответственная за его сохранность, и разбирается. Она это умеет. Тем более что и должностной статус у нее повыше, и вообще она – бывшая учительница! А мы – мы будем солидарны с ней в ее совершенно праведном гневе: дверь-то действительно пострадала!

И «бывшая учительница» явилась во всей красе. Я постесняюсь дословно воспроизводить наиболее сильные фрагменты ее «завхозовского монолога». Но не могу не признать, что он полон столь неподдельного гражданского пафоса, что просто физически «жжет сердца людей» и – добавлю от себя – заставляет вянуть их уши. Перед нами – живая сцена того, во что реально превращается школа в условиях победившей охлократии. Перед нами – чувствующая себя «в своем праве» антиучительница с педагогическим образованием (!). Какая здесь толерантность?! Какой взросло-детский диалог?! Какой, прости господи, ФГОС с его программой духовно-нравственного воспитания?!

То, в чем нам довелось участвовать, анализируя этот случай, я назвал бы сошествием на педагогическое дно. Мы стали свидетелями полного профессионального фиаско. Не хочу делать слишком широких обобщений, но невольно возникает ощущение, что это не просто досадный частный эпизод. И даже вспоминается знаменитый афоризм Станислава Ежи Леца: «Мы думали, что достигли дна. И тут снизу постучали».

Или я уж слишком пессимистичен?


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube