– Почему дети повально ругаются матом и не стесняются этого? Можно ли считать это формой взросления или протеста?
– Во-первых, такое поведение – это признак взросления и подражание взрослым.
Еще следует отметить, что все плохие слова учатся быстрее, чем хорошие.
Во-вторых, мат – это часть современного молодежного сленга, который позволяет представителям одного поколения общаться между собой.
– Как реагировать на эту проблему родителям и учителям?
– Учителям надо больше внимания уделять развитию у детей речевых навыков, причем не только на уроках русского языка и литературы, но и химии, биологии, математики. На уроках по всем предметам надо требовать от школьников развернутого ответа.
Что касается родителей, то с ними все гораздо сложнее, поскольку половина из них так же, как и их дети, ругается матом. Поэтому осуждать своих детей они не имеют никакого права.
– А если семья благополучная, и никто из родителей на засоряет атмосферу площадной бранью?
– В этом случае взрослые должны четко объяснить ребенку, в каких случаях можно, а в каких нельзя употреблять нецензурные слова.
Я не сторонник полного запрета матерных слов. Бывают ситуации, когда без экспрессивных выражений не обойтись. К сожалению, пока еще в русском языке нет слов, равнозначных по эмоциональности матерным. Но мне кажется, скоро этим непристойным выражениям будет найдена какая-то более достойная замена. Можно предположить два пути развития языка: либо мат вновь станет запретным, либо нецензурные слова станут обыденными, потеряв свою экспрессивность, а их место займут другие выражения. В то же время, конечно, я не могу положительно относиться к такому явлению, как сквернословие, особенно среди подростков.
Нельзя не признать, что матерные слова обедняют нашу речь, сужают языковые возможности. Если так пойдет дальше, мы рискуем оказаться в окружении Эллочек-людоедок, которые если не сквернословят, то выражаются короткими словечками типа «Вау!», «Супер!», «Классно!» и т.д.
– На какие годы пришлось ваше детство, и ругались ли матом ваши сверстники?
– Это было начало 60-х годов прошлого века. Я жил на одной из московских окраин и ходил в школу, в которой одновременно учились дети научных сотрудников и дети рабочих из бараков. Родители этих детей ругались матом, но их дети стремились говорить нормальным человеческим языком.
В мое время я и мои ровесники четко понимали, где можно, а где нельзя ругаться матом. Например, в стенах школы это делать было категорически запрещено, а можно только за ее пределами, и то только в тех случаях, когда окружающие тебя не слышат. Понимаете, ругаться матом было неприлично.
Это был период, когда возвращались репрессированные из лагерей. Эти люди, осужденные при Сталине за политические статьи, сидели вместе с рецидивистами, и понятно, какие слова они слышали от них каждую минуту. Так вот, представители интеллигенции старшего возраста, отсидевшие свой срок, считали, что «западло» ругаться матом. Это все равно, что признаться в своем поражении.
А вот для более молодого поколения, вышедшего из лагерных бараков – например, Юза Алешковского – наоборот, мат стал своеобразной формой протеста. Тогда мат стал распространяться в интеллигентской среде как дань моде и, надо сказать, звучал он там очень неорганично, искусственно и порой даже просто смешно.
– Как вы относитесь к матерным словам в театре, в кино, в художественной литературе?
– По-разному, в зависимости от обстоятельств.
Иногда это очень уместно, как в некоторых рассказах Юза Алешковского, а иногда совершенно неприемлемо. Например, я как-то посмотрел спектакль в постановке Константина Богомолова в МХТ им. Чехова и не понял, почему там звучит нецензурная речь. Скорее всего, это было дешевое заигрывание на потребу публики, недопустимое в театре такого уровня.
Человек, который считает себя интеллигентным, не должен опускаться до состояния быдла.
– Какие аргументы должны найти родители, учителя, чтобы убедить детей в том, что мат – это некрасиво, немодно, недостойно?
– Надо объяснить подросткам, что язык задает стратификацию, и, если ты нецензурно выражаешься, ты не вправе претендовать на достойную работу, на положение в обществе. Говорить на богатом русском языке так же престижно, как на английском. Не случайно люди в малиновых пиджаках либо погибли, либо, дожив до наших дней, начали тратить свои деньги на коллекционирование картин и благотворительность. Они поняли, что это пропуск в тот социальный слой, который дает право называться приличным человеком.