– С какой целью проводятся международные исследования и должны ли их результаты влиять на образовательную политику стран-участниц?
– Основная цель исследований IEA (Международная ассоциация оценки образовательных достижений) – это улучшение образования для всех. Это лежит в основе всего, что мы делаем. Для участвующих стран наши исследования дают им общее представление о состоянии их системы образования, а также это отличный способ отслеживать изменения в их системе образования с течением времени. Это может быть очень полезным для наблюдения долгосрочных последствий изменений в системах образования.
Еще одно преимущество наших исследований – большое количество собираемых нами данных, которые можно использовать для проведения вторичного анализа, чтобы еще глубже понять исследователей, политиков и практиков.
Как раз недавно была разработана программа по улучшению успеваемости учащихся в китайском Тайбэе, опираясь на данные исследований нашей ассоциации в области математики и естественных наук. Мы ясно понимаем, что невозможно просто «скопировать» и «вставить» инициативу, которая была успешной в одной стране, в другую систему образования. Образование тесно связано с историей и культурой страны; успешные инновации должны хорошо соответствовать конкретным обстоятельствам, в которых они применяются. Наши исследования – это очень полезный инструмент, позволяющий лицам, формирующим образовательную политику, сделать ее более развитой.
– Чем, по Вашему мнению, обусловлены лидирующие позиции российских школьников в исследованиях PIRLS и TIMMS?
– Российская Федерация с самого начала принимает участие в наших исследованиях, таких как PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста) и TIMSS (это исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования).
За прошедшие годы в России произошли значительные улучшения в образовательных результатах, особенно в области чтения и грамотности, и она стала одной из самых эффективных стран в PIRLS-2016.
Главная сила российской системы образования заключается в том, что большинство учащихся достигают очень хороших результатов. Несмотря на то что в Сингапуре было больше студентов, достигших наивысшего уровня в чтении (29% по сравнению с 26% в России), в России 70% учащихся достигли второго по величине показателя, а 94% достигли третьего, наивысшего уровня. Это самые высокие показатели среди всех участников, и они свидетельствуют о сильной ориентации на широкое образование для всех.
В России также отмечается высокий процент (среди всех стран, участвующих в PIRLS) учащихся, которые занимаются вопросами ранней грамотности в дошкольном возрасте – это может быть одной из причин успеха российской системы образования.
– Почему наши ученики отстают в таких исследованиях, как ICCS и ICILS?
– Россия не входит в число стран с самыми высокими показателями исследований ICCS (международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников) и ICILS (исследование информационной компьютерной грамотности учащихся), и всё же в ней наблюдаются огромные улучшения, что очень обнадеживает.
Между ICCS-2009 и ICCS-2016 Россия показала второе место по величине улучшения результатов по граждановедческим знаниям. Достижение высоких результатов в наших исследованиях – это, безусловно, хорошо, но умение показать свою настойчивость в улучшении качества показателей не менее важно.
– Какие факторы влияют на компьютерную и информационную грамотность детей? Какова роль школьного образования в ее повышении?
– Как и в изучении многих предметов, учитель – ключевая фигура в успешном понимании того или иного предмета. Основным препятствием в умелом использовании компьютеров в школах оказались именно учителя, которые не уверенны в обращении с ПК. В последнем исследовании ICILS, опубликованном в 2013 году, в котором рассматривались все участвующие страны, менее 50% учителей считали, что они самодостаточны в использовании компьютеров для выполнения более сложных задач, и только 22% из них приобрели более продвинутые навыки в области ИКТ. Это говорит о том, что нужно больше мотивировать учителей, которые, в свою очередь, могли бы лучше поддерживать своих учеников. Мы действительно с нетерпением ждем возможности узнать больше, когда результаты ICILS 2018 будут опубликованы в ноябре 2019 года.
– В последние годы постепенно меняются формы проведения международных сравнительных исследований в сфере образования (некоторые из них проводятся на компьютерах, а не на бумажных носителях), в PISA добавлено тестирование по финансовой грамотности. В каком направлении в ближайшее время будут меняться международные исследования: критерии оценки, появление новых видов тестов, изменение их содержания?
– Исследования IEA постепенно продвигались к содержанию большего количества электронного тестирования в последних циклах исследования. Это не просто повторение бумажных и карандашных тестов, но и адаптация тестов для оценки того, как студенты читают онлайн и взаимодействуют с онлайн-средой.
Как исследование компьютерной и информационной грамотности, ICILS оценивает истинное умение XXI века, при этом некоторые участники также пользуются возможностью включить опцию по вычислительному мышлению, которая имеет реальное значение даже за пределами онлайн-среды.
IEA очень тщательно следит за тем, чтобы любые изменения, которые мы вносим в наши исследования, основывались на адекватных, хорошо продуманных исследовательских вопросах, чтобы обеспечить наиболее точную базу для дальнейших исследований.
– Сейчас происходят существенные изменения в ЕГЭ. Отменены задания с выбором ответов, больше внимания уделяется самостоятельным рассуждениям учащихся в форме эссе, по ряду предметов вводится устная часть. Правомерны ли, по Вашему мнению, эти изменения, и насколько они вписываются в международный контекст?
– Как правило, IEA не слишком подробно комментирует национальный выбор, поскольку мы считаем, что национальные эксперты больше всего знают о национальных системах. Уместнее было бы спросить об этом у национального эксперта, такого как член нашей Генеральной Ассамблеи по России, госпожи Галины Ковалевой, руководителя Центра оценки качества образования, Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Тем не менее, исследования IEA всегда содержат смесь элементов с несколькими вариантами ответов и конструктивных элементов ответов, где студенты должны предоставить письменные ответы. Для оценки навыков мышления более высокого порядка, особенно вероятно, потребуются сформированные форматы элементов ответа.
– Как фактор безопасности влияет на качество образования и на успеваемость детей?
– Недавно я работал над некоторым вторичным анализом данных TIMSS, который показал, что как для мальчиков, так и для девочек чувство безопасности в школе положительно связано с успеваемостью во многих странах. Мне было интересно отметить, что в целом мальчики с меньшей вероятностью сообщали о том, что они чувствовали себя в школе в безопасности, чем девочки, но отношения между чувством безопасности в школе и успеваемостью у девочек были сильнее.
Мои исследования показывают, что школы должны сосредоточиться на поиске путей создания безопасных условий обучения не только для улучшения здоровья и для счастья, но и для улучшения результатов обучения.