Меня часто спрашивают: как мы поступаем, если в школе дети устраивают драку? Сначала для нас это тоже была очень большая проблема, и мы не знали, как это изменить. Первое, что мы пробовали, – это выясняли причину драки, как на расследовании. Это было вполне банально и, сразу отмечу, не очень эффективно.
Мы собирали их вместе, и каждый из учеников высказывался, почему он подрался. Тут есть очень важный момент, что это не диалог. Пока один рассказывает, от начала и до конца его слушает и учитель, и второй участник, не перебивая. И только после этого высказывается второй. Очень важно при этом создать атмосферу доверия и безопасности, чтобы ребенок действительно рассказал свои мысли по этому поводу, а не выдал шаблонные, социально поощряемые ответы.
В итоге удается выяснить, что в происшествии есть вклад с обеих сторон, что есть спровоцировавший и есть среагировавший. Это очень важно, потому что чаще всего в школе (да и в семье тоже) все оплеухи получает именно среагировавший, и провокатор обретает своего рода власть над его благополучием, и с годами делает это все тоньше и незаметнее, чем в конечном счете делает хуже себе.
Чуть позднее мы дополнили этот метод еще одним элементом. После того как участник высказался, второму предлагаем пересказать его речь, как он понял. Это отчасти помогает лучше понять своего «противника» и его мотивы.
Все это очень здорово, но нужна незаурядная энергетика педагога, здоровый авторитет взрослого, довольно много времени и умение держать этих маленьких лидеров в структуре, не нарушая их самооценки и границ. Ведь так легко взрослому надавать ученику по шапке, подчинить, убедить в своей правде. Ученик покивает, возможно, даже признает свою вину (которой по факту могло и не быть) и даже извинится перед вторым участником. Однако это совсем не поможет избежать подобных ситуаций в дальнейшем, а ведь наша задача именно в этом.
Задача – научить ребенка решать конфликты самостоятельно и без драк, основываясь на собственных механизмах саморегуляции. Помочь ребенку сформировать конструктивные стратегии поведения, вот чтобы до автоматизма это было.
Как известно, если невозможно запретить – нужно это возглавить. Мы так и поступили, наше решение в школе – это дуэли, ну или поединки, спарринги, кому как больше нравится называть. Изначально поединки были с боксерскими перчатками. Обязательные условия после получения согласия обоих участников (именно двоих, дуэль всегда не больше двух) – обговорить все правила, куда можно бить, куда нельзя, в полный контакт или просто прикосновения.
И парадокс в том, что уже на этапе обсуждения ребята начинают хохотать и улыбаться, пытаться зубами застегнуть перчатки, чаще всего конфликт исчерпан уже на подготовительном этапе. У поединка обычно бывает два исхода. Он может превратиться в дружескую возню или один из участников получит ощущения, которые покажут ему, что соперник сильнее и остается только признать его превосходство.
Позже мы подглядели у коллег (и скопировали с их позволения) такие снаряды, которые люди назвали тямбары. Мы их изготавливаем сами из полипропиленовых водопроводных труб, синтетической подложки для ламината и обычного упаковочного скотча. По сути это такие мягкие дубинки, которыми довольно сложно сделать больно, но выплеснуть все накопившиеся эмоции очень хорошо получается. Самое главное, что без вреда здоровью противника. Дети очень любят фехтование на тямбарах и даже придумывают ролевые игры с их применением.
У современных детей, особенно у мальчиков, очень плохо формируется осознавание силы и превосходства других людей.
Возможно, это связано с заботливыми родителями, которые оберегают от всего, и даже уже родился термин, характеризующий современных детей: «Поколение национальной безопасности». А ведь это так важно для ребенка – понять, кто в классе сильнее, а кто слабее его, просто-напросто чтобы знать свое место, роль в коллективе. Как бы много мы ни говорили о равенстве и демократии, но по факту биологические программы сильны (особенно у детей), и каждому необходимо понимать иерархию в коллективе.
Самое главное для нас, педагогов, воспитателей, родителей – это помочь ребенку научиться цивилизованно решать конфликты, не скатываясь в первобытное, инстинктивное поведение, и в современном мире у нас есть все необходимое для этого.
Благодарим за помощь в создании материала Нину Добрынченко-Матусевич