Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о создании на базе Российской академии образования (РАО) Федерального ресурсного центра психологической помощи. Опыт позаимствован из служб внештатных психологов Минздрава РФ.
Центр будет обеспечивать организационно-управленческое обеспечение деятельности психологических служб в системе образования всей страны в целом.
Вопрос организации центра обсуждался давно, а новая волна интереса к теме поднялась в связи с недавними случаями избиения детей учителями в Томске и Комсомольске-на-Амуре.
Так получается, что, как только случается ЧП крупного масштаба в учебных учреждениях страны, мгновенно поднимается тема отсутствия школьных психологов. Все причины, дескать, в этом. Возможно, отчасти так оно и есть. Хотя, будем справедливы, то, как была организована работа психолога в школе, давно требовало пересмотра, а сами специалисты – как минимум переквалификации. И, согласитесь, ни один здравомыслящий директор школы не пошел бы на увольнение человека, очень нужного школьному коллективу. Оставил бы его всеми правдами и неправдами.
Если сегодня взглянуть, на какой платформе основаны школьные психологические службы в развитых странах и у нас, то сразу бросается в глаза такой момент: там считают, что большинство учеников, будь то отличники, середняки или неуспевающие, в средних и старших классах утрачивают интерес к познанию. Поэтому в школе им все чаще скучно, тревожно, сложно и т.д. И это случаи не единичного порядка, а массовые. И таких детей все больше и больше.
Поэтому работа школьного психолога и вообще психолога крайне важна. И работа должна здесь вестись систематическая. В основе работы, например, даже с зачинщиками жесткого буллинга – не наказание, а разговор, воспитательная беседа. С ребенком нельзя говорить как с преступником. А у нас, даже в массовом сознании, считается, что школа – это место, где подростку априори интересно и важно учиться. А случаи с «отклонением» – единичные. А в единичных случаях и реакции могут быть «единичными». Поэтому психолог – это какая-то не требующаяся в данный момент школе роскошь.
Так что интерес к психологической помощи нашему школьнику еще долго будет проявляться в определенные моменты «истины». Что войдет в работу нового ресурсного центра? Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения РФ, согласно образовательным стандартам, в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования сегодня включены направления психолого-педагогического сопровождения учащихся. Это – профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение. И диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения, включающая индивидуальный, групповой уровни класса, уровень организации.
Что же касается конкретных случаев, то заметим, что видео, на котором в школе № 37 Комсомольска-на-Амуре учительница Татьяна Лескова избила в коридоре ученика за то, что он мешал вести урок, серьезно всколыхнуло общественность.Причем мнение полярное. Хотя большинство склоняется к тому, что кадры отвратительные. Стыдно за учителя и школу. А власти города, а также полиция начали проверку по этому факту, педагог отстранен от работы.
Возбуждено уголовное дело за истязание и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Разбирают инцидент и в Томске. Тамошние полицейские по результатам проверки возбудили уголовное дело по факту применения силы учителем младших классов к ученику в Асиновском районе. В Сети появилось видео, на котором учительница ударяет ученика головой о парту.
Тем не менее в СМИ появились статьи, в которых авторы пытаются защитить честь мундира учителя. Появились добровольные «адвокаты» неадекватных педагогов и в родительской среде. «А если этот ребенок ткнет ручкой другому ребенку в глаз, куда вы побежите искать защиту? Вашего ребенка даже побоятся учителя защитить, если вы сегодня не защитите от нападок самого учителя», – написали некоторые родители на интернет-форумах. Кто-то пытается оправдать педагога, заявляя, что учитель, которого учили педагогике и психологии много лет назад, совершено не готов к нынешним реалиям. Он мыслит по старинке теми категориями, когда авторитет школьного учителя был неоспорим.
Также в Интернете появилось открытое письмо родителей. Около 300 человек подписали письмо в защиту педагога Лесковой. Работники детского сада № 83 Комсомольска-на-Амуре, где долгие годы сотрудничали с учительницей, называют ее «грамотным профессионалом», который владеет «методами и приемами работы с младшими школьниками». Они считают, что только «нестандартная жизненная ситуация могла вызвать подобные педагогические действия с ее стороны».
В целом же ситуация получила верную оценку со стороны общества и должностных лиц. Министр Ольга Васильева прокомментировала этот случай в Нижнем Новгороде, где была в тот момент с рабочим визитом.
Она напомнила, что миссия педагога и школы – образование и воспитание личности учащегося и какие-либо проявления рукоприкладства в этих процессах недопустимы. Она еще раз дала оценку этому факту, назвав подобное поведение возмутительным.