Аналитика // Тема дня

Российское образование и государство

Александр Левинтов о том, как менялось отношение власти к содержанию образования

Российское образование и государство
Фото: grad-petrov.ru

Одним из устойчивых мифов является довольно распространенное убеждение, что российское государство во все времена своего существования тотально контролировало и содержало образование. Этого взгляда, в частности, придерживается уважаемый Александр Изотович Адамский,научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

По моему глубокому убеждению, это далеко не так.

В Новгороде образованием детей (прежде всего, мальчиков) занималась ганзейская компания Питерхоф. Ганзейцам было выгодно иметь грамотное и образованное население в городе, поскольку они считали, что образование ведет к развитию и расширению платежеспособного спроса. Уровень образования в Новгороде, в те времена третьего города Европы по численности населения (после Рима и Стокгольма), вполне соответствовал тогдашним европейским стандартам – около 2/3 взрослого мужского населения владели грамотой (письмом и чтением), счётом.

Это, а также ряд других обстоятельств, в частности, более тяжёлый вес новгородских денег в сравнении с монетами московской чеканки, традиционная ориентация Москвы на Восток и Орду, привели к тому, что Иван III дважды разорил Новгород (в 1471 и 1477-78 гг..), лишил город вечевого государственного устройства, казнил всех ганзейцев и разогнал новгородское купечество по самым окраинным пределам Новгородской Руси. Разорение Новгорода и его системы образования были довершено при Иване IV, буквально залившем новгородской кровью воды и лёд Волхова в зиму 1569-70 гг..

Раскол православия, учинённый патриархом Никоном в 1650-60-е гг.., привел к тому, что образование вынужденным образом сконцентрировалось в общинах староверов.

В староверии, особенно там, где староверы оказались в этническом и конфессиональном меньшинстве (дунайские липованы – в мусульманской Порте, староверы Латвии и Аляски – в протестантской среде и так далее), домашнее духовное образование сменилось школьным, под руководством священников.

Здесь ведущими были четыре предмета:

- изучение Библии с упором на Новый Завет и Евангелия

- труд (все необходимые в домашнем и сельском хозяйстве занятия и ремёсла)

- русский язык (чтение и письмо)

- счёт (зачатки арифметики)

В Оттоманской Турции преподавание русского языка в школах при церквях и в общинах липован было запрещено, поэтому родной язык дети изучали на уроках труда.

В период Раскола в староверии оставалось не менее 2/3 населения, но даже к концу 19 столетия, согласно первой всероссийской переписи населения, треть православных жителей страны сохраняли старую веру, несмотря на жесточайшие гонения и репрессивное законодательство (в самом переписном листе наличествовала явная конфессиональная дискриминация – вопрос о христианском вероисповедании был сформулирован следующим образом: «вы – православный или раскольник?»).

Петр I попытался было ввести обязательное государственное всеобщее образование на манер европейского/английского, но это оказался абсолютно провальный проект, так как исключал из принципа всеобщности более 90% населения – крестьянство, по большей мере, крепостное, рабское.

Нетрудно заметить, что там, где рабовладельческое государство слабело (казачьи окраины, Польша, Прибалтика, Финляндия, Новороссия, Русская Америка), степень образованности населения росла – под воздействием религиозных общин.

Народное образование в России стало реальностью лишь после отмены рабства реформой 1861 года (фактически одновременно с отменой рабства в США).

К 1861 году православная церковь основала свыше 18 тысяч начальных 1-2 классных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ».

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. Лишь в 1870-х годах министерство народного просвещения Российской империи фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870-1880-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году были изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырёхгодичные, с начала XX века — трёхгодичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

Помимо православных конфессий свои системы народного образования имели ислам, иудаизм, католичество, протестантизм (прежде всего, конечно, немецкие переселенцы. «штундисты», как их презрительно тогда называли), униатская церковь – в наиболее густо заселенных землях империи, буддизм (ламаизм – в Бурятии, Алтае, Калмыкии) и даже многие языческие конфессии (позже семинария Александро-Невской лавры в Петербурге открыла факультет по подготовке шаманов, оснащённых, помимо культовых знаний, знаниями в медицине, этнографии и юриспруденции).

Таким образом, перед революцией государственная система образования контролировала сильно меньше половины населения страны, а, скорее всего, и менее трети.

Советская власть и советское государство, если вещи называть своими именами, практически покончила с образованием в стране: пролетарская диктатура есть прежде всего диктатура неимущих, в том числе и неимущих культуры.

Культурность, образованность стала явным признаком враждебного класса, подлежащего уничтожению: буржуазии, интеллигенции, дворянства, священства, крестьянства.

Вместо образования начала господствовать профессиональная подготовка: государству нужны «кадры» и квалифицированные рабочие руки, а не образованный, стало быть, богатый, зажиточный, платежеспособный народ.

Государственная политика в области «образования», начатая с первых шагов советской власти, успешно продолжается и в наше время, спустя сто лет. Само понятие образования давно уже подменено профессиональной подготовкой, расходы по этой статье бюджета держатся на уровне Центрально-Африканской Республики и продолжают снижаться, реально образование в России уже давно перешло в сферу самообразования, вплоть до его нелегальных форм.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube