Воспитание // Колонка

Гонка за развитием ребенка не стимулирует, а тормозит развитие

И ещё три опасных мифа о дошкольном детстве.

Гонка за развитием ребенка не стимулирует, а тормозит развитие
Фото: pooyavadaie.com

Современные родители испытывают страстное желание сделать что-то особенное для развития ребенка. Они готовы учить его чему угодно, начиная буквально с первых дней жизни и даже в утробе.

Это стремление родителей заложить основы будущего ребенка вполне понятно, и это рождает широкий круг предложений на рынке услуг.

Чем больше хотят родители, тем шире этот рынок, тем больше предложений, и родители должны понимать, что эти предложения не всегда адекватны, но экономически очень выгодны для тех, кто оказывает такие услуги.

Причем количество услуг в последние годы растет в геометрической прогрессии, а реклама становится все более навязчивой: часто рекламируются услуги, которые якобы позволяют быстро развивать мозг, гарантируют высокое интеллектуальное развитие ребенка, успех в учебе, выбор профессии и вообще будущие успехи в жизни. Родители редко задумываются над тем, реально ли это.

Я бесконечно вижу предложения «синхронизировать работу мозга», «улучшить работу первого или второго блока мозга», «в короткий срок снять любые когнитивные проблемы» и т.п. Родителей словно гипнотизируют эти слова, хотя они плохо понимают, о чем идет речь, но слово «мозг» оказывает на них какое-то магическое влияние.

Существуют десятки мифов о функционировании мозга и влиянии различных факторов на развитие мозга и развитие ребенка. Приведу несколько примеров.

Миф первый: «эффект Моцарта»

Он гласит, что ребенок, в очень раннем возрасте начинающий слушать классическую музыку, и прежде всего Моцарта, имеет гарантию высокого интеллектуального развития.

Хорошо ли слушать музыку в раннем возрасте? Да, безусловно. Должна ли это быть именно музыка Моцарта или может быть какая-то другая музыка? Может быть разная музыка, в том числе и Моцарт. Но здесь нужно внимательно наблюдать за тем, как ребенок реагирует на разные музыкальные произведения. Кому-то будет нравиться, кому-то нет – все очень индивидуально, но песни, которые с удовольствием и регулярно поет мама, окажут не менее позитивное влияние на развитие.

Откуда возник этот миф? Дело в том, что с младенцами никогда не проводились никакие исследования, которые бы доказали этот «эффект Моцарта». Это вольная интерпретация исследований, которые проводились со студентами колледжа и при которых прослушивание классической музыки давало незначительное повышение показателей интеллекта.

Я еще раз повторю: эти исследования никогда не проводились с младенцами.

Но есть красивый миф.

В начале 70-х годов прошлого века губернатор одного из американских штатов, очарованный этим мифом, решил подарить всем семьям, родившим детей в этом году, диск с классической музыкой. Это привлекло внимание прессы. У мифа появились новые противники и сторонники. Маркетинговый ход часто как раз и становится основой мифа.

Миф об эффекте Моцарта – довольно безобидный, он никаким образом не нанесет вред ребенку, особенно если родители будут внимательны к тому, какая музыка нравится малышу, под какую музыку он будет улыбаться, а под какую музыку может заплакать.

Миф второй: после трех уже поздно

Миф, которому дал жизнь японский журналист Масару Ибука, написавший книгу «После трех уже поздно...», совсем не безобиден.

В соответствии с этим мифом ребенка нужно научить всему и дать ему все, что только возможно, до трех лет, потому что дальше «окно развития» закрывается.

Это тоже вольная интерпретация некоторых нейрофизиологических данных о развитии мозга, неверная интерпретация, но автор этого мифа – журналист, он не физиолог, не педиатр и даже не педагог. При этом, если родители внимательно будут читать его книгу (а она очень популярна, издана на многих языках и много раз переиздавалась в нашей стране), они на самом деле увидят, что автор призывает родителей быть очень внимательными, помогать ребенку в развитии, не требовать от него чрезмерных усилий, которые еще ему недоступны, и он просит родителей бережно относиться к детям. Следует напомнить, что книга была написана в начале 1970-х, и с тех пор мы получили много новых данных о развитии мозга ребенка.

Сегодня мы знаем, что возможности мозга ребенка только расширяются на этапе дошкольного детства, мозг получает все больший ресурс познавательного развития, увеличиваются возможности обучения ребенка, то есть «окно развития» не закрывается ни в младшем дошкольном, ни в подростковом, ни во взрослом возрасте.

Развитие идет даже в зрелом возрасте, если мозг получает новую, сложную и нестандартную задачу.

Миф третий: современные дети развиваются быстрее

Бытует представление о том, что современные дети, дети постиндустриального общества, развиваются быстрее, они более интеллектуальны, их можно очень рано начинать учить читать, писать и считать. Есть даже слоган «раньше читать, чем ходить». И рынок охотно предлагает подобные методики.

Действительно ли современные дети интеллектуально развиваются быстрее?

Исследования Института возрастной физиологии не дают оснований так считать.

Больше того, сегодня в первый класс приходит очень большое количество детей с несформированными когнитивными функциями, и самая большая беда сегодня – несформированность речи.

Развитие речи – базовая функция, определяющая и эффективность обучения, и эффективность формирования навыков письма и чтения. Это показывает, что гонка за развитием на ранних этапах дошкольного детства, когда мы занимаемся не тем, что актуально для развития, а тем, к чему нас привлекает рынок услуг, не стимулирует, а тормозит развитие.

Какие выводы следуют из всего сказанного? Нельзя спешить, нельзя подгонять, нельзя форсировать то, что еще у ребенка не получается. Однако это не значит, что не стоит пробовать новое, в том числе новые, более сложные виды деятельности, и следить за тем, что у детей получается, а что нет.

Почему это важно?

Дети, у которых часто не получается, приобретают негативный опыт в процессе обучения и утрачивают мотивацию к дальнейшему познанию.

Сначала мы ставим ребенка в ситуацию, когда у него и то не получается, и это не получается, и здесь им недовольны, и там им недовольны, а потом мы в растерянности, почему он в школу идти не хочет. А у него есть негативный опыт взаимодействия с педагогом или воспитателем до школы, он знает, как среагирует на неудачи родитель, он понимает, что в школе его могут ожидать неудачи. И это состояние называется состоянием выученной беспомощности.

Многие родители и педагоги с этим сталкиваются, когда предлагают ребенку что-то новое, а ребенок говорит: «У меня не получится». Неуверенность – это основа тех неудач, которые могут проявиться у ребенка при обучении в начальной школе. И наша задача на этапе дошкольного детства не спешить, не требовать от ребенка то, что еще недоступно, а заниматься развитием речи, движений, эмоций, дать ребенку возможности для творчества, а не дрессировать его, как обезьянку.



Новости





























































Поделиться