Как пишет Ольга Шиян, «Клич: а давайте посмотрим, кто быстрее – это самое дешевое горючее мотивации, он и вправду быстро мобилизует и бодрит, но это горючее и самое токсичное, вредное для детей».
Вред соперничества
В первую очередь дети дошкольного возраста гораздо более уязвимы в ситуации соперничества – они сложнее переживают поражения и, что не менее значимо, не всегда способны переживание выразить и «пережить».
«Конкурентные эмоции, на которых держится любое соревнование, грозят детскому чувству безопасности, а именно оно в дошкольном возрасте и формируется. Пусть (если так уж нужно) дети учатся выдерживать напряжение соревнования, но позже, в другом возрасте!» – рассуждает Шиян.
Не менее важен тот факт, что в центре процесса развития и обучения у дошкольников – игра, эксперимент и исследования, но не соревнования, что нацеливают не на творческий процесс и познание окружающего мира, а на результат. Фокус на результат придет позже, когда настанет пора взросления, поиска идентичности, когда ребенок будет более защищен эмоционально, но дошкольное время – оно для иного.
Главное – победа
«Соревнование смещает фокус с интереса, с задачи стать более умелым (что как раз вполне уместно), на задачу победить другого».
Важно, отмечает Ольга Шиян, отличать соревновательность от «соревнований с самим собой», что позволяет видеть свой собственный рост и развитие.
Дети понимают, что соревнования отличаются от игры. Пусть и задача, которую ставят взрослые, организуя соревнования для дошкольников, изначально с благими намерениями – сделать жизнь детей ярче, интереснее, но «возрасту это средство не соответствует».
Соревнование с родителями
Последнее, но столь же значимое в этом вопросе – участие родителей. Да, их привлекают к участию, предлагают посоревноваться с детьми или же стать участником команды, что, казалось бы, сближает.
Но «показывать детям (любыми способами), что одни родители – “молодцы”, участвуют в соревнованиях, а другие – “не молодцы”, так как не участвуют, – тоже однозначно травматично для детей. Даже если по детям этого не видно», – замечает Шиян.
В комментариях под записью о «больном вопросе» – множество откликов от детских психологов, учителей, воспитателей и родителей.
Против обсуждения результатов
С позицией Шиян согласилась Марина Милёшина. Она не только согласилась с тем, что дети действительно сильно расстраиваются и даже плачут, когда проигрывают в соревнованиях, но и добавила:
«Я всегда была против обсуждения результатов продуктивной деятельности дошкольников в конце занятий.
Нас, воспитателей, обязывали это делать. Приходилось отстаивать свою правоту перед руководством, так как не все дети умеют рисовать, вырезать, лепить.
Что они должны чувствовать в тот момент, когда их работу другие ребятишки признают плохой, некрасивой? Причем все это происходит по инициативе взрослого!».
Борьба за отмену конкурсов
На больную тему высказалась и Лана Никитина, написав, что у нее ушло 5 лет на борьбу с комитетом образования по отмене областных детских конкурсов:
«Пять лет я доказывала, что это издевательство над немобильной категорией воспитанников. Возили детей, возили... а мне было стыдно, когда они плакали на сцене при вручении подарков, потому что спать хотели и перенервничали. Но в ответ: ничего, поплачут и перестанут... В этом году перевели областной конкурс в дистанционный, со следующего года – отменяют. Отстояла!»
Ужас олимпийских игр
Виктория Стеблецова, которая в прошлом работала преподавателем физической культуры в детском саду, вспомнила, как придумали Олимпийские игры для дошкольников. Детей приходилось готовить к соревнованиям по плаванию, спортивным танцам, подвижным эстафетам и олимпийскому многоборью.
«Да, мы тогда выиграли! Но я этот ужас запомнила навсегда, – пишет Стеблецова. – Так вот, пользуясь своими возможностями (я была руководителем МО физруков района), я придумала и сделала проект для взрослых с целью проживания психологического состояния всех этих игрищ!».
Все команды из педагогов районных детских садов поучаствовали в соревнованиях ровно по тем же видам дисциплин, что и дети. Итог: «Мне тогда, конечно, не дали полностью отменить детские соревнования, но их программу, содержание изменили полностью и сделали просто фестиваль!».
Отобранные и неотобранные
Затронули и тему детей, которые остаются в садике, когда отобранных на спортивные или музыкальные соревнования увозят выступать.
Каково потом тем детям, которые возвращаются с соревнований победителями, с наградами и медалями? Как к ним относятся в группе? Их ставят в пример? Считают зазнайками?
«...А потом приходит в школу ребенок, увешанный регалиями, как породистый скакун: скрипка, профессиональный спорт, языки, 20 пунктов.
И не может посидеть в тишине минуту, чтобы услышать учителя, услышать и увидеть детей в группе. Физически не может, потому что если его каждую минуту не выделяют из других и не хвалят, он испытывает дикую тревогу, его тогда как бы нет, он под угрозой, рушится его идентичность, и это прямо глазами видно!
Сколько таких детей сейчас! Они не умеют быть сами с собой, даже ненадолго», – отметила Катя Реморенко в комментариях к записи Ольги Шиян.
Однако есть не только негативные комментарии и согласие, но и вопрос: «А как же тогда с соревновательными играми – «настолки», футболы? Там же практически везде есть соревнование».
Игры-соревнования объединяют
Наталья Чудина пишет: «А мой ребенок говорит следующее: „Как конкурсы и соревнования убрать?! Вот мы недавно проиграли в футбол пятому «О», и я прям рыдал. Так обидно было!
Но нельзя же убрать все негативные эмоции! Они случаются в жизни.
Но! Мы же прямо насмерть бились, без этого была бы не жизнь, ну не мужская жизнь, по крайней мере. И потом мы все объединились, даже с этим пятым «О». Встречаемся в школе и вспоминаем, как круто было на поле!“ »
Нет ответа
Соревнования в дошкольном возрасте – всегда ли это плохо, вредно? Можно ли их избегать и когда? И нужно ли? – вопрос, требующий серьезных обсуждений и не имеющий однозначного ответа.
Ведь сложно сказать (и это то, с чего стоит начать при обсуждении вопроса), где и когда соревнования начинаются – в спортивном зале, на фестивале, на уроке, когда тянешь руку и хочешь дать правильный ответ, в игре или в разговоре на перемене с другим ребенком.