Иди в кино! // Рецензия

Почему нельзя убивать оленей, или О пользе личных бесед с собаками

Почему я советую пойти на фильм Николя Ванье «Как прогулять школу с пользой» родителям вместе с детьми? Потому что это вполне детское и очень доброе кино. А кроме того, оно расскажет вашему ребенку и вам (а вдруг вы этого не знали), что самой большой ценностью в жизни является свобода.

Почему нельзя убивать оленей,  или О пользе личных бесед с собаками
Кадр из фильма «Как прогулять школу с пользой»

А еще взрослым небесполезно помнить, что, если вы не хотите в старости сокрушаться о несложившихся отношениях с детьми, нужно с самого начала бережно относиться к правам своего ребенка. И, конечно, к правам животных. Что это такое, спросите вы? Это – право животных на жизнь.

Мы уже писали о фильме режиссера Николя Ванье «Белль и Себастьян», героем которого является пиренейская горная собака.

Собственно, все картины этого режиссера так или иначе – о животных, о необходимости гуманного отношения к ним. А тот, кто не проявляет такого гуманизма, недостоин называться «человеком разумным».

Николя Ванье – французский путешественник, писатель, фотограф (автор 25 книг и фотоальбомов), режиссер 14 документальных и игровых фильмов. Почему на первом месте в этом перечне стоит «путешественник»? Судите сами: первый его вояж по Лапландии состоялся в 1982 году. Вслед за ним последовали экспедиция на каноэ по Канадскому Северу дорогами индейцев монтанье; зимой 198384 годов он пересек север Канады на собачьей упряжке.

Гонок и путешествий на собачьих упряжках в жизни Николя Ванье было множество. Он вообще обожает собак.

Отвечая на вопрос, как он демонстрирует свое дружеское отношение собакам из упряжки, он ответил: «Каждое утро необходимо найти время для личной беседы с каждым псом. Хотя нельзя утверждать, что они понимают все слова, но очень чувствительны к интонации, к настроению. Отношение передается через речь, а также через физический контакт – каждую собаку нужно погладить, обнять, приласкать». При этом, конечно, стоит учитывать иерархию в стае: «Тут надо быть осторожным, не забывать об отношениях в упряжке, о месте каждого пса в команде. Необходимо соблюдать определенную очередность, учитывать их нынешнее состояние: кто-то болеет, кто-то устал, кто-то огорчен. Все надо почувствовать интуитивно, но если хорошо знаешь собак, это легко». И еще: путешествуя таким образом, видишь гораздо больше, чем из окна поезда или автомобиля. Да и мысли приходят в голову самые интересные.

Пропустим несколько следующих путешествий Ванье. Но нельзя не сказать, что в 1990–1991 годах состоялась его Транссибирская экспедиция (7 тыс. км по дикой тайге). А в 1993-м путешественник жил под Верхоянском в племени кочевников-эвенов. Потом написал книгу «Волк» и снял фильм на этом материале (история парнишки из клана кочевников-оленеводов, который ради дружбы с волчатами предает отца и весь свой род). А в 2006-м, начав путешествие с Байкала и пройдя 8 тыс. км («Сибирская одиссея»), Николя Ванье завершил его на Красной площади, въехав туда на собачьей упряжке. И наоборот, к Байкалу Николя Ванье путешествовал в 201314 годах, преодолев 6 тыс. км по Сибири, Китаю и Монголии от Тихого океана до озера Байкал. В общем, дух захватывает!

Кстати, представлять фильм «Как прогулять школу с пользой» в Москву приезжал исполнитель роли Тотоша – Франсуа Клюзе. На днях он был в программе «Вечерний Ургант» и рассказывал там о картине. Это очень известный французский актер, который в 2007 году получил высшую французскую кинопремию «Сезар». Он много снимался у Клода Шаброля. Как и юный герой картины «Как прогулять школу с пользой», Франсуа Клюзе тоже рос без матери (она ушла из семьи, когда ему было восемь лет), поэтому ему понятна психология юного героя последнего фильма Ванье – Поля.

В фильме «Как прогулять школу с пользой» действие происходит в 1927 году. В Париж по делам приезжает Селестина и заходит в детский приют. Там ее уговаривают взять мальчика Поля Карадека, о таинственном происхождении которого она (загадочным образом) знает. И они едут в деревню, где Селестина живет со своим мужем-егерем Барелем. Природа тут невероятно красивая: в дубовых лесах живут олени, кабаны, лисы и прочие дикие звери. В Луаре плещется лосось (и не только), в небе летают прекрасные птицы. Поль как будто впервые все это видит. Он знакомится с местным браконьером Тотошем (Франсуа Клюзе). Собственно, никакой он не браконьер: просто живут они все на территории поместья некоего графа (Франсуа Берлеан), который любит охотиться на оленей. В его доме висят бесчисленные головы убитых животных. Теперь его мечта – убить самого прекрасного оленя, у которого 17 отростков рогов.

Поль же сразу оказывается стихийным защитником животных.

В самом начале его пребывания в деревне Селестина достает из клетки кролика, называет его по имени, демонстрируя Полю, а во время обеда наливает мальчику тарелку супа и говорит, что он – из того самого, уже знакомого мальчику, зверька. Поль вылетает из комнаты и, естественно, не может продолжать трапезу (а потом он попытается выпустить на волю всех кроликов – «вы хотите сидеть в тюрьме?»).

Волк-одиночка Тотош не хочет общаться с Полем (зачем ему дети), но, когда мальчик спасает его собаку, погибающую в реке, сменяет гнев на милость.

В общем, именно Тотош показывает Полю всю красоту леса, рассказывает о животных, учит ловить рыбу.

Селестина знает, кому она доверила мальчика. Она тайно симпатизирует «браконьеру» и говорит: «Тотош неплохой, просто он – свободный. А у Бареля (говорит она про своего мужа) только правила, правила, правила». В этих словах чувствуется, что она-то предпочитает свободу.

Символом свободы здесь становится прекрасный семнадцатирогий олень, которого пытаются поймать, загнав в западню. Выходит, не случайно в 1982 году 20-летний Николя Ванье в поисках исчезающих видов северных оленей совершил одну из своих первых пеших экспедиций по бескрайним равнинам финской Лапландии. А еще символом свободы в фильме становится цыганский табор, который живет в поместном лесу.

Все, кто против свободы – плохие люди.

Так, сын графа, думая, что именно он станет наследником поместья, во-первых, грозится выгнать цыганский табор с земель, которыми владеет его отец, а во-вторых, начинает строить стену, которая сделает невозможной миграцию крупных диких животных. То есть он их погубит. А еще сын графа просто так убивает цаплю, и девочка-цыганка Белла, которая подружилась с Полем, кричит ему: «Убить цаплю – это проклятие. Ты попадешь в ад!». И зрители надеются, что и правда он туда попадет.

В общем-то, это, конечно, сказка. И, по законам жанра, с хэппи-эндом. Но сказка очень красивая и (как это неправильно ни звучит) реалистичная: лес снят так, что мы будто вдыхаем его запахи, а животным сочувствуешь не меньше, чем людям.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться