Крупнейшие педагогические профсоюзы Франции SE-Unsa и FCPE неоднозначно оценивают доклад Пьера Матье, руководившего дискуссией относительно будущей реформы бакалавриата и бакалаврских экзаменов, который, предлагая пути преобразования бакалаврских экзаменов и лицея в целом, хотел бы сделать его более «модальным».
Профсоюз SE-Unsa полагает, что самое трудное «еще только предстоит сделать». Предложения Матье профсоюз считает «интересными», отмечая его положительны стороны, среди которых – введение устных экзаменов по итогам междисциплинарного проекта, увеличение значимости диплома бакалавра и самостоятельности лицеистов, а также разделение учебного года на семестры.
В то же время некоторые пункты настораживают профсоюз, в том числе «гиперспециализация» учеников в рамках платформы Parcoursup и ее возможные последствия для профориентации, способные «ограничить возможность свободного выбора будущей профессии».
Со своей стороны, профсоюз FCPE предупреждает о том, что в результате реформы лицея «значительная часть учеников будет забыта». Так, по мнению профсоюза, Министерство образования вообще не занимается вопросами, связанными с профессиональным образованием.
В целом, профсоюз против того, чтобы существующее разделение на литературную, научную и естественно-научную специализацию в лицее и вообще разделение на общий, технологический и профессиональный лицей было заменено на индивидуальную программу лицеиста, так как это может привести к отказу от основного принципа – доступа к высшему образованию для всех бакалавров. С точки зрения профсоюза, отказ от существующего разделения лишь усложнит организацию обучения и помешает лицеистам выбрать будущую профессию по своему вкусу.
Перевод Александры Ратай