Качество образования // Статья

Удовольствие как точка отсчета

Тьюторское сопровождение младших школьников в рамках общеинтеллектуальных кружков

Удовольствие как точка отсчета

Цель работы – ориентировка и пробы по фиксации образовательного интереса детей 6–11 лет в образовательной среде кружка. Здесь есть место для тренировочной и смысловой работы ребенка; для проб и представления результатов своей работы; создана возможность получать удовольствие от процесса познания или творчества и создавать завершенный продукт, работать коллективно, группой, парой или одному.

Образовательные события являются обязательным компонентом образовательной среды. Они делятся на два типа.

Первые направлены на создание среды, в которой появляются новые возможности, образы и способы взаимодействия. Например, Детско-взрослый университет, где дети могут выбрать увлекательные занятия на разных факультетах. Или летний образовательный проект «Юные исследователи», где ребята пробуют новые культурные формы на основе свободного выбора, получают опыт содержательного обсуждения и инициативного действия.

События второго типа направлены на придание нового статуса наработанному детьми (в конце курса). «Опыты и проекты» – детская конференция, «Удивительный русский» – праздник с подготовленными детьми спектаклями, мультфильмами, сценками по своим сценариям, издание сборника детских рассказов, «Занимательная математика» – использование детских задач и заданий для поиска клада.

Тьютор создает возможности для проб, фиксирует с ребенком те моменты, когда ему было интересно, когда его что-то увлекло, когда он получил удовольствие от какого-нибудь учебного действия; простраивает совместно с ним дальнейшие шаги.

Взаимодействие педагога с детьми носит пробно-поисковый характер для содержательной встречи по поводу учебных предметов.

В ходе работы происходит выращивание норм и их изменение.

Диагностикой продуктивности выбранных ходов тьютора является личная включенность ребенка в учебное взаимодействие.

Данная практика видит свои результаты и эффекты:

– В культурно-предметном приросте тьюторанта через воспроизводимый эффект динамики личной включенности в учебное взаимодействие на разных группах детей.

– В социальном приросте через пробы разных позиций и удержание их в групповой, парной и индивидуальной работе. Динамика удержания разных позиций – от исполнителя учительских указаний и неспособности сконцентрироваться на своем интересе и увлечении до удержания выбора в индивидуальной работе и позиций генератора идей, разработчика, докладчика. Позиции оформляются в ходе работы, а не даются извне педагогом.

– В антропологическом приросте – у детей появляется понимание себя как значимого и активного в образовательном пространстве данной группы индивида через поддержание тьютором детских инициатив, представление детьми своих наработок группе, через придание им нового статуса; расширяется взгляд ребенка на собственные силы через возможность выбора различных форм учения (ориентировка, проба, тренировка, представление наработанного, возвращение на доработку и повторное представление); формируется способность к самоорганизации через реализацию детьми проектов и инициатив относительно учебных действий (освоение письма, чтения, счета, понимание инструкций к опытам и действие по ним).

Условия воспроизводства практики таковы. В организации данной практики важны ценностные установки на индивидуализацию и открытое образование. Тьютор должен действовать в пробно-поисковом режиме взаимодействия и относиться к ситуации как к феноменальной. Пространство взаимодействия должно быть разнообразным. На сборах тьюторов должны фиксироваться личное продвижение каждого тьюторанта, его вопросы, инициативы и предложения, а также эффекты и дальнейшие шаги в организации среды и занятий.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube