Качество образования // Новость

Болонская система вредит России больше ЕГЭ

Ректор МГУ Виктор Садовничий в очередной раз призвал отказаться от Болонской системы образования и перестать делить студентов на магистров и бакалавров.
  • 26 декабря 2017

Болонская система вредит России больше ЕГЭ
Фото: msu.ru

Это разделение высшей школы произошло в 2009 году в рамках присоединения России к Болонской системе. По мнению ряда преподавателей, данная реформа принесла стране даже больше вреда, чем введение пресловутого ЕГЭ.

«Переход на западные стандарты большинство наших вузов поняло своеобразно – они просто отрезали от прежней пяти- и шестилетней системы обучения два последних года, и получился бакалавриат. При этом не учитывался тот факт, что первые годы в российских вузах учат теорию, а на последних курсах – практику. Таким образом, у нас выходят бакалавры, не освоившие профессию и не годные к практической работе», – комментирует Кирилл Дроздовский, президент Ассоциации дистанционного образования.

«Думали: теперь поедем в европейские университеты!» – вспоминает Дроздовский. Но вскоре выяснилось, что россиян в Европе никто особенно не ждет – хоть с Болонской системой образования, хоть без Болонской: «Наша магистратура на Западе засчитывается в лучшем случае как бакалавриат, а бакалавриат вообще не засчитывается. Например, выпускница российского филологического вуза хотела поступить в аспирантуру в Германии. Ей сказали: нет, только в магистратуру! Но для этого вам надо досдать восемь предметов, которые не изучали в России, в том числе историю Германии. Покупайте учебники, нанимайте немецких преподавателей, доучивайтесь по скайпу, сдавайте эти восемь предметов – и тогда уже милости просим!»

Причем если в ту же Германию приедет учиться в магистратуре бакалавр из Англии, то требования к нему будут совершенно другие. «Немцы сразу закроют глаза на то, что англичанин учил у себя историю Англии, а не историю Германии. Таковы отношения между государствами!» – говорит Дроздовский.

С распростертыми объятиями на Западе ждут только наших физиков и программистов. Все остальные считаются недоспециалистами – от юристов и до врачей.

Российские вузы тоже не рвутся налаживать международные контакты. «В России абитуриент приходит поступать в вуз, ему говорят: у нас обмен и с Китаем, и со Штатами, и с Германией. Абитуриент радостно поступает в этот вуз, через несколько лет желает в Гренобль на стажировку, а ему говорят: извини, но соглашение по обмену временно приостановлено! Хотя на самом деле его никогда и не было», – приводит пример Дроздовский.

Реальные контакты с заграницей есть всего лишь у нескольких ведущих российских вузов, но и у них число студентов, выезжающих по обмену, как говорится, кот наплакал.

Так в чем же обещанные улучшения с принятием Болонской системы?

«Мы все стараемся подстроиться под Запад, строим себе какие-то иллюзии, которые рассыпаются, как карточный домик. Давно пора понять: никто нас на Западе не ждет, как говорится, проблемы индейцев шерифа не волнуют», – резюмирует Дроздовский.

Зато внутри России после введения Болонской системы возникло немало проблем: в большинстве вузов для бакалавров сократили часы обучения по основной специальности, зато оставили часы по физкультуре. Выпускники вузов до 2009 года, потеряв диплом, не могут взамен получить новый – в вузах не могут понять, как их теперь записывать в дипломе – бакалаврами или магистрами.

А может, чиновники от образования подгоняют наши стандарты под западные вовсе не от любви к загранице? Ведь писать учебники по новым стандартам и оттягивать деньги из бюджета на апробацию – хлебное дело.

«По ЕГЭ уже написаны тонны учебников! При этом само образование выхолащивается», – констатирует Дроздовский.

Анна Александрова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube