День учителя вернул внимание общества к положению учительства в России: его заработной плате, престижу профессии, роли учителя в современной школе.
Средняя
В 2012 году майский указ президента положил начало повсеместному повышению учительских зарплат. Их требовалось довести до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе. Задача не новая. В 70–80-е годы прошлого века средняя зарплата учителя в советской школе (о которой теперь принято вспоминать как о некотором образце) составляла 75% от средней заработной платы по промышленности. И часто именно этим объясняли, что только 30% выпускников педвузов шли работать в школы, а еще меньше оставалось там преподавать. Поэтому Указ № 1 президента Б.Н. Ельцина гласил, что средняя учительская зарплата должна равняться средней по промышленности. В настоящее время средняя зарплата по промышленности заменена средней зарплатой в регионе, где трудится учитель, но в принципе речь идет о том же самом – о повышении привлекательности учительского труда за счет роста его материального вознаграждения.
Между тем, как показывает мониторинг эффективности школы, который пятый год проводит Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2016 году резко выросло недовольство учителей размером их зарплаты: 2/3 учительского корпуса считают, что их зарплата не соответствует сложности и качеству их труда, и только 1/3 пока удовлетворена оплатой их труда. Почему пока? Потому что из общего числа тех, кто удовлетворен размером свой зарплаты, примерно 20% ею «вполне удовлетворены», а вот 80% «скорее удовлетворены». Небольшие изменения в худшую сторону – и эта часть учительства также может перейти в разряд недовольных.
Кто же удовлетворен своей заработной платой?
Это примерно 6,5% учителей, у которых в последние годы зарплата существенно выросла. Еще примерно 42–43% учителей отметили, что зарплата выросла, но незначительно. Остальные учителя констатировали, что их зарплата либо не изменилась, либо снизилась. Что это значит? Это означает, что в школах увеличилась дифференциация учительской оплаты труда. Кто-то скажет, что это изменения в правильном направлении: те, кто работает хорошо, получают заметную прибавку к зарплате, те, кто не сильно преуспевает в работе, прибавку не получают или получают, но небольшую. Ведь для этого и вводилась стимулирующая система оплаты труда. Однако представляется, что вряд ли всего 6,5% учителей на высоком уровне выполняют свои обязанности. И совершенно понятно, что учитель, которому вольно или невольно, но пообещали повышение заработной платы, хотя средняя заработная плата не гарантирует ее роста у всех, считает, что его добросовестная работа должна была привести к положительному сдвигу в его материальном вознаграждении. И когда этого не случается, то растет недовольство. Сначала оно растет медленно, как это было в 2014 и 2015 годах, а потом происходит резкий скачок, что мы и увидели в 2016 году.
Есть эксперты, которые убеждены, что к 2016 году просто исчерпал себя эффект повышения заработной платы. Но думается, что дело не в этом: с самого начала угроза таилась в слове «средняя». Действительно, пусть два молодых учителя получают зарплату 15 тыс. рублей, а пожилой и опытный учитель – 60. Средняя зарплата составляет, как легко сосчитать, 30 тыс. рублей. И когда молодой учитель видит, что в регионе средняя учительская зарплата 30 тыс., а у него как была, так и осталась 15, то он перестает верить в то, что его работа в сколько-нибудь обозримой перспективе будет адекватно оценена. А это ведет к тому, что он перестает расти в своей профессии, даже если и не уходит из школы.
Идут ли в школу?
В 2016 году в педвузы пошло больше сильных абитуриентов, чем раньше. Ректор ВШЭ Я.И. Кузьминов, представляя результаты качества приема в вузы в указанном году, отметил, что молодежь поверила, что учительская работа престижна, поскольку она хорошо оплачивается, и, следовательно, повышение зарплат школьных педагогов дало положительный социальный результат. Соответственно, заключил Я.И. Кузьминов, через несколько лет в школу придут мотивированные и хорошо подготовленные молодые учителя. Боюсь, что этим надеждам не суждено сбыться, хотя уже в ближайшие годы в связи с ростом численности детей школьного возраста школе потребуются дополнительные учителя. Но проблема в том, что, несмотря на недовольство размером заработной платы, действующий учительский корпус в массе своей из профессии уходить не собирается, при этом растет число учителей, работающих на 1,5–2 ставки, чтобы все-таки как-то обеспечить себе и своей семье приемлемый уровень жизни. Соответственно, вакансий в школе особо не прибавится, а вот разочарование низкой заработной платой молодому учителю практически стопроцентно гарантировано. И до школы снова дойдут примерно 20% выпускников педагогических вузов, а останутся в ней считанные единицы...