Без рубрики // Колонка

Территория профессионализма

Когда говорят о начальной школе, часто упоминают, что главная ее задача – привить интерес к учению, не потерять тех самых широко раскрытых глаз, с которыми ребенок приходит в мир. И что школа с ее «палочки должны быть перпендикулярны» часто очень успешно калечит ребенка именно на этом этапе.

Территория профессионализма
Фото: itd2.mycdn.me

Но часто ли мы задумываемся, что жертвой школы являются не только дети? Мы бежим из «плохой школы», спасая детей, не подозревая, что навстречу нам разливается чернильной кляксой другая беда. И имя этой беды – крепкие профессионалы.

Сегодня я расскажу вам небольшую историю хорошей частной школы, которая едва не погибла при столкновении с педагогической системой.

Итак, дано: небольшая молодая частная школа. Практически семейного типа – родители и педагоги собрались вместе, чтобы не выпускать детей из хорошего садика в холодный чужой мир, а продолжать комфортное обучение вместе. Скинулись, нашли педагогов, написали программы развития, создали концепцию. И – открылись. Как всегда, у молодой школы не все было гладко. Но в главном – получилась прекрасная школа. С выстроенной программой полного дня, с чудесными погружениями в эпохи, с удивительно теплыми отношениями между детьми, родителями и учителями. Поверьте, знаю, о чем говорю. Построить такое за год – невозможно. Но небываемое – бывает.

Не без проблем, конечно. И главной проблемой было то, что дети, оставшиеся на территории садика (вся школа поначалу была – один класс, и расположилась она в том же садике, в который раньше ходили дети), никак не могли «повзрослеть». Ну, школа все же предполагает некий порядок, усидчивость, работоспособность. Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.

В общем, очень хотелось привить этим детям немножечко порядка, стройности и организованности.

Типичная, на самом деле, проблема.

А тут еще случилось несчастье. У учительницы, которая вела этот класс, открылась болезнь, из-за которой она на полгода выпала из работы. Так бывает. Здоровья учительнице, но школа была в шоке.

Учителя, конечно, искали.

Но тут администрация допустила роковую ошибку.

По принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло» она решила пригласить в школу «крепкого профессионала». Ну в самом деле – на полгода же? Пригласим учительницу «с опытом», которая наведет порядок с дисциплиной. Научит детей сидеть, когда надо, и вставать, когда требуется. Не лишние, в общем, навыки.

Ну, естественно, не классного дядьку. Естественно, пригласили учительницу с бэкграундом – лауреата, отличника и пр. В самом деле хорошую учительницу. Знающую свое дело, умеющую учить. Администрация школы не даром щи хлебает – отбор проводила тщательно. И – выбрала. Профессионала.

Собственно, на этом можно было бы поставить точку.

Вы еще не догадываетесь, почему?

Наверное, вы просто еще не очень хорошо представляете себе, как устроена школьная система. А надо бы.

В общем, за месяц работы учительница сумела сломать все, что было с таким трудом выстроено за год.

Как? Почему? Очень просто.

Тут нужно понимать, что любая школьная атмосфера, благодаря которой только и идет обучение в школе, особенно в началке, создается благодаря синфазности работы всех участников. Если все играют слаженную партию, а кто-то в нее не попадает – это уже плохо. Но если он начинает играть свою мелодию, да еще и перекрывая всех остальных – беда.

Итак, как разрушить школу.

Краткое, насколько это возможно, пособие в трех шагах.

1. Помните, что вы – мессия. Вас пригласили в школу именно потому, что вы – тот самый человек, который может ее спасти, ибо все, кто работал до вас – ничтожество и сеятели ошибок. Ну в самом деле, у вас же – стаж, опыт и справка из РОНО. И именно опыт дает право отмести все дурацкие пляски с бубнами, придуманные выскочками. Школа – это школа. Уроки – дело святое. Есть урок и есть время после урока. Вот там – пляшите и пойте. На уроке же – все серьезно.

2. Никакого взаимодействия с коллегами. Школа – территория профессионализма. Если уж эти довели школу до такого состояния, что дети не могут сорок пять минут сидеть спокойно, то с ними не о чем говорить. Слава богу, в началке – один учитель. И он в силах выстроить весь процесс от начала до конца.

3. Позаботьтесь о тылах. Дети должны понимать, как им повезло, что их вовремя взяли в ежовые рукавицы. Но еще важнее суметь объяснить это родителям. Они – главные ваши союзники. Потому что они знают, помнят, что должно быть в хорошей советской школе. И насколько важно соблюдение порядка, поддержание дисциплины, и, как следствие, высокой работоспособности. Если на вашей стороне родители – вам не страшна безумная администрация с ее завиральными педагогическими идеями. Если на вашей стороне родители, то через полгода вас не только не уволят, освобождая место той непрофессиональной... (подставьте слово), которая довела класс до такого состояния, что ... (подставьте слово).

Впечатлились? Так работают профессионалы.

Заметьте, что, если встать на сторону этой учительницы, посмотреть на ситуацию ее глазами – она в самом деле мессия.

Потому что она сделала все, как надо. Детей в самом деле надо спасать.

Потому что в ее системе координат маркеры, которые являются значимыми, абсолютно провалены. Что это за маркеры? Послушание. Выдержка. Умение не отвечать, когда тебя не спрашивают. Умение на все спрашивать разрешение.

Дети всему этому не научены? Конечно, это провал.

Ну а раз провал, то надо брать управление в свои руки.

И это – самая главная педагогическая болезнь.

Учитель – это царь и бог.

Учитель – демиург и кукловод, управляющий классом, выдергивающий ответы, когда надо, и тянущий за правильные ниточки.

Тотальный контроль создает для учеников единственно возможную среду, в которой может проводиться обучение.

Говорить – только по требованию учителя. Отвечать, когда спрашивают. Молчать – все остальное время. Потому слушать нужно молча.

«Слушайте сюда. Я – мессия. Я пришел сообщить вам все знания, которые накоплены человечеством».

Вот это и есть главная болезнь нашего учителя.

Мы приходим к детям с осознанием того, что именно мы и есть мессии.

Вы хотите стать счастливыми? Мы сделаем вас счастливыми!

Не станем счастливыми вместе. Не поможем вам стать счастливыми. Нет. Вы еще малы и глупы.

И, если что, это обращение не только и не столько к детям.

Это – и к коллегам, которые занимаются ерундой.

Конечно, вы еще малы и глупы, вы, думающие о перевернутом классе или об использовании гаджетов. Вы, всерьез размышляющие о проектах и не понимающие, что все эти разговоры о ФГОС – лишь прикрытие, шелуха, разговоры для лохов. На самом деле истина – одна.

Учитель – мессия. Что он скажет, то и будет. «Мы сделаем вас счастливыми», как бы вы ни сопротивлялись.

Вот и все. Кажется, в начале я обещал мораль? Она проста. Бойтесь профессионалов. Школьная среда очень токсична. Она заставляет учителя поверить в то, что то, что он делает – единственно верное и гениальное.

Токсикоз действует на всех по-разному.

Некоторые – считают себя демиургами, способными лепить учеников, как из глины.

Некоторые вдруг начинают считать сырые программные продукты вроде электронной школы вершиной проявлений самых перспективных педагогических концепций.

Некоторые – закрываются в свои скорлупки и не высовываются оттуда.

Но я, на самом деле, только об одной маленькой школе.

Которая чуть не погибла, столкнувшись с крепким профессионалом.

Кстати, не погибла.

И если, мало ли, у вас в Петербурге есть на примете хороший учитель начальной школы, который, по счастливой случайности, не занят – напишите мне.

Очень хочется спасти эту школу. Поверьте, она того стоит.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube