Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, вносящий изменения в федеральный бюджет на 2017 г. Законом предусматриваются корректировки основных характеристик бюджета. Так, доходы увеличиваются до 14 трлн 720,3 млрд руб. (ранее утверждены в сумме 14 трлн 678,8 млрд руб.), расходы – до 16 трлн 728,4 млрд руб. (ранее 16 трлн 602,6 млрд руб.). Дефицит прогнозируется в объеме 2 трлн 8,1 млрд руб. (планировалось 1 трлн 923,8 млрд руб.). Общий объем доходов увеличивается на 41,5 млрд руб., в том числе за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 25,7 млрд руб. и ненефтегазовых доходов в сумме 15,8 млрд руб. При этом по отношению к ВВП доля доходов практически не изменится.
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров напомнил основные позиции, которые были утверждены уже в первом чтении документа. «Это реализация решения о дополнительной поддержке регионов - 36,8 млрд рублей, взнос в уставной капитал АО «Россельхозбанк» – 20 млрд рублей, докапитализация Фонда развития промышленности 16 млрд рублей, увеличение резервного фонда правительства, а также капитальный ремонт «Артека», – сказал глава комитета.
Поправки ко второму чтению
Ко второму чтению документа были одобрены 59 поправок о перераспределении бюджетных ассигнований внутри уже принятых параметров. Большая часть поправок принята по инициативе правительства. Так, в 2017 году планируется докапитализировать Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) на сумму 10 млрд руб. Средства планируется выделить в рамках госпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Будут увеличены расходы на финансирование ЦИК на 770 млн руб. на цели информирования населения о голосовании по месту пребывания. В рамках госпрограммы «Развитие образования» планируется направить 251,9 млн руб. на оплату труда научным сотрудникам.
Планируется также увеличение резервного фонда правительства за счет уменьшения взноса в международные организации, отметила ранее замглавы Минфина Татьяна Нестеренко. По ее словам, резервный фонд правительства пополнится на 7,145 млрд руб. К первому чтению документа резервный фонд правительства планировалось увеличить на 11 млрд руб., итоговая сумма дополнительных средств, направляемых в резервный фонд, составит 18 млрд руб. Кроме того, будут перераспределены средства внутри таких ведомств, как Росмолодежь, МВД, Минобороны, ФСБ и прокуратуры.
Внутри Минприроды будут перераспределены средства на ремонт научно-исследовательского судна «Бавенит» – 24,8 млн руб. На подпрограмму «Дорожное хозяйство», которая входит в госпрограмму «Развитие транспортной системы», будет выделено 2 млрд руб. На взнос в уставный капитал АО «Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» – 321 млн руб.
На капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности будут выделены дополнительно 250 млн руб.
На субсидии в области реализации образовательных программ в вузах выделят дополнительно 18 млн руб., 68 млн руб. - на санаторно-оздоровительную помощь; на пенсии военнослужащим, членам их семей и приравненным к ним лицам – 5,749 млрд руб., 60 млн руб. – субсидии на господдержку общественных организаций инвалидов. На выплату денежного довольствия военнослужащим в рамках реализации «майских» указов президента РФ будет направлено 24,283 млрд руб., 3,287 млрд руб. – на выплату денежного довольствия гражданскому персоналу Минобороны.
На межбюджетные трансферты субъекта РФ на обеспечение дорожной деятельности для ускорения завершения в 2017 году строительства автодороги в обход города Калуги – 2 млрд руб.
Реструктуризация долга регионам
Госдума также одобрила ко второму чтению поправку правительства об условиях реструктуризации бюджетных кредитов регионам. Предусматривается, что правительство РФ вправе провести в 2017 году реструктуризацию обязательств субъектов РФ по бюджетным кредитам в пределах остатков непогашенной на дату реструктуризации задолженности. Речь идет о кредитах, срок погашения которых наступает в 2018-2019 годах и 2021-2022 годах. Предусматривается погашение в 2018-2019 годах в размере 5% от суммы основного долга ежегодно, в 2020 года – в 10% от суммы основного долга, в 2021-2024 годах – равными долями по 20% от суммы основного долга ежегодно.
Реструктуризация предусмотрена в течение семи лет. В случае, если регион-должник обеспечит в 2018-2019 годах рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта выше уровня инфляции, реструктуризация продлевается на срок до 12 лет, при этом в 20121-2028 годах регион сможет погашать ее равными долями по 10% от суммы основного долга ежегодно, в 2029 году – в размере 5% от суммы основного долга.
Порядок расчета налоговых и неналоговых доходов, рост которых является условием продления реструктуризации, будет определяться правительством РФ. Проценты за рассрочку начисляются на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу и начисленным процентам в размере 0,1% годовых. Порядок применения мер ответственности к региону, не выполнившему обязательств по реструктуризации кредита, будет определяться правительством.
Как сообщил ранее замглавы Минфина РФ Леонид Горнин, поправка позволит регионам в 2018 г. реструктуризировать задолженность примерно на 287 млрд руб.