Средние баллы ЕГЭ принятых на 1-й курс студентов постоянно растут, а число принятых бюджетников сокращается. Устойчивый тренд фиксирует ежегодный мониторинг качества приема в вузы, выпускаемый НИУ ВШЭ. С одной стороны — это хорошо, потому что в вузы все меньше поступает троечников. С другой — разрыв между лучшими и худшими университетами все увеличивается.
В этом году на первые курсы было принято 920 тысяч студентов. Из них 505 тысяч — на бюджетные места, 415 тысяч — на платные. Соотношение бюджетников и платников осталось примерно на уровне прошлого года: 55 и 45 процентов. Среднюю школу окончили 717 тысяч выпускников. Откуда пришли еще 200 тысяч абитуриентов — это неразрешимая загадка. Такое чудо статистики наблюдается каждый год, и объяснения ему нет. Конечно, есть ребята, не поступившие в прошлые годы, есть иностранные студенты, но не в таком же количестве!
По бюджетному приему тоже есть вопросы. Контрольные цифры приема определяются заранее — за год вперед. В 2016 году предполагалось, что прием 2017-го составит 575 тысяч студентов. В августе прошлого года, когда в правительстве обсуждался вопрос о снижении федеральных расходов на образование, шли разговоры о сокращении бюджетных мест в вузах на 40 процентов. Министр образования и науки Ольга Васильева обещала, что этого не будет. Но тихо, без огласки бюджетные места все же урезали. Не на 40 процентов, а на 12, то есть бюджетников приняли на 70 тысяч меньше, чем планировали в 2016 году. Если посмотреть в динамике с 2005 года, прослеживается постоянное уменьшение числа бюджетных мест с 613 тысяч до нынешнего уровня.
«Что?» и «Где?»
В этом году увеличилось число вузов, принявших отличников со средним баллом более 80. Их стало 36 (против 32 в прошлом году). Также больше стало вузов, взявших на обучение абитуриентов с баллами от 70 до 80 — 115 против 103. Соответственно сократилось число университетов среднего уровня с 222 до 210 (с баллами от 56 до 70). И меньше стало слабых вузов, куда брали абитуриентов со средними баллами ниже 56, их осталось 56 против 68 в прошлом году (в эти расчеты не входят вузы искусства и военные университеты). Хотя и число выпускников школ, набравших на ЕГЭ от 80 до 100 баллов, в 2017 году увеличилось на 2 процента по сравнению с прошлым годом.
Эта статистика может порадовать преподавателей сильных вузов, которые получают школьных отличников. Но вряд ли это хороший сигнал для будущих абитуриентов. Особенно если учесть, что на бюджетные места в первую очередь принимают победителей предметных олимпиад либо без вступительных экзаменов (БВИ), либо зачисляя им 100 баллов. «Огонек» уже писал о предметных олимпиадах и о том, что обычный школьник не может подготовиться к ним без репетиторов. И все же легче подготовиться к олимпиаде по одному предмету, чем сдавать на 100 баллов три ЕГЭ (хотя и такие замечательные ребята есть, в этом году 21 выпускник получил на трех экзаменах 300 баллов). Понятно, что открытые двери для олимпиадников оставляют меньше возможностей для поступления тех ребят, которые все школьные годы хорошо учились и честно сдали ЕГЭ на 70-90 баллов. Ну и, конечно, для их родителей, которые будут платить за учебу детей в вузах.
На презентации мониторинга приема в вузы ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сказал об «эффекте репутации»: «Ведущие университеты страны оказались лидерами по качеству приема на бюджетные места, и они же зачислили самых сильных платников».
Но абитуриенты ориентируются прежде всего на будущую специальность, а во вторую очередь на вуз, где ее можно получить. Как известно, при сдаче ЕГЭ есть два обязательных экзамена — русский язык и математика, а третий по выбору. Именно третий экзамен (физика, биология, обществознание и т.д.) определяет выбор профессии. Поэтому абитуриенты сначала решают вопрос, что они хотят изучать, а потом где учиться. Но если первый вопрос школьник, в принципе, может решить сам, то со вторым сложнее. Потому что образовательные начальники уже решили, где и сколько ребят могут получать ту или иную профессию. Их решение зафиксировано в контрольных цифрах приема в вузы (КЦП). И эти КЦП категорически не совпадают с выбором абитуриентов и семей. И чем меньше государство выделяет бюджетных денег на образование, тем больше расходятся выбор абитуриентов и возможности вузовской системы.
Ракеты делают троечники
Прием на экономику и менеджмент сокращают с 2013 года. Действительно, было время, когда этому учили в каждом заборостроительном институте. Рособрнадзор такие вузы-помойки уже закрыл. Но сокращение продолжается и перекинулось уже на хорошие вузы. А образовательные начальники по-прежнему уверяют, что нашей экономике «не нужно столько экономистов и управленцев». Конечно, если иметь в виду сырьевую экономику, то не нужно. А если думать об экономическом развитии страны, о человеческом капитале, то решение сокращать прием на экономику и менеджмент — стратегическая ошибка. И, кстати, на презентации мониторинга директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев согласился с тем, что сокращение мест на экономику и менеджмент было чрезмерным. Палку перегнули. Поэтому на укрупненных группах направлений «Экономика» и «Менеджмент» платников в несколько раз больше, чем бюджетников. Туда, а также на «Лингвистику», «Юриспруденцию» и «Медицину» идут все отличники.
Минобрнауки уже несколько лет пытается привлекать абитуриентов на инженерные специальности. Большого успеха пока не наблюдается. На укрупненных группах направлений «Электронная техника, радиотехника и связь», «Энергетика и энергетическое машиностроение», «Технологические машины и оборудование», «Транспортные средства», «Сельское и рыбное хозяйство» на 10 бюджетников приходится один платник. Причем средний балл бюджетных первокурсников очень низкий — от 65,3 до 55,3 балла. В вузы, работающие на оборонку, поступали самые последние троечники. На направление «Авиация и ракетно-космическая техника» принимали с 36,7 балла в Южно-Уральский НИУ. С 35,7 балла поступили студенты на направление «Вооружения» в Ижевский ГТУ им. Калашникова. Кто-нибудь верит, что троечники могут создать и наладить массовый выпуск современного оружия для нашей армии?
В этом году стоимость платного обучения выросла на 16 процентов. Если в прошлом году платники в престижном столичном вузе на популярных направлениях выкладывали в среднем 350-400 тысяч рублей в год, то в этом году — 400-450 тысяч рублей
Минувшим летом министр образования Ольга Васильева призывала не брать в вузы абитуриентов с баллами меньше 60. Не получилось. А ведь проблема подготовки кадров для оборонной промышленности действительно стоит очень остро. Она заключается в том, что их готовят в основном в периферийных вузах, в которых и обучаемый контингент уровнем не блещет, и качество профессорско-преподавательского состава очень низкое.
Решить эту проблему только повышением зарплаты преподавателей невозможно. Возможны ли другие подходы? Такая попытка была: свой вариант предлагал ныне покойный директор Института экономики авиационной промышленности (сейчас ОАО «НИИ экономики») Александр Исаев. Если кратко, суть в следующем. Во всех инженерных вузах математика — обязательный предмет. Но для инженеров или экономистов, управленцев разного профиля требуются разные знания. Для конструкторов — одна математика, для проектировщиков — другая, для предприятий, где ведется сборка изделий,— третья и т.д. Периферийный университет, который готовит кадры для оборонного предприятия, вряд ли может обеспечить математическую подготовку на всех уровнях, ее могут дать только в столичных вузах. Так вот, абитуриенту не обязательно туда поступать, можно для каждого студента разработать индивидуальный учебный план, соответствующий его возможностям, способностям и потребностям предприятия. Пусть студенты того же Ижевского или Южно-Уральского вуза, кому надо, изучают математику на мехмате МГУ, физику — в МФТИ, композитные материалы — в Бауманском, информатику — в ИТМО. Это что-то вроде европейской системы Erasmus. К сожалению, предложения Исаева остались невостребованными.
Сколько стоит?
Чем больше спрос, тем выше цена. Эта формула действенна и в образовании. По данным мониторинга качества приема, в этом году стоимость платного обучения выросла на 16 процентов. Если в прошлом году платники в престижном столичном вузе на популярных направлениях выкладывали в среднем 350-400 тысяч рублей в год, то в этом году — 400-450 тысяч рублей. Рекорд на некоторых факультетах МГИМО — до 540 тысяч рублей в год.
В Минобрнауки придумали механизм регулирования цен платного обучения. Он заключается в том, что по одной и той же специальности вузы не могут брать с платников меньше, чем выделяет госбюджет. В бюджете направления подготовки разделены на три группы. Первая — «легкие» программы, не требующие специального оборудования (математика, экономика, языки и т.п.). По второй группе — более высокий норматив (для информатики, медицины, инженерных профессий). Нормативы третьей группы — самые высокие (это ядерная энергетика, авиационное и ракетостроение). В этом году бюджетные расходы на экономику, например, возросли со 185 до 224 тысяч рублей. А на инженеров — с 214 до 257 тысяч рублей. Это и есть уровни, от которых отстраиваются тарифы для платников.
Надо очень постараться, чтобы отыскать вуз, в котором платное обучение равнялось бы бюджетному. Сколько государственные вузы накручивают на студентах-платниках, каждый может посчитать сам. Помня при этом: учатся-то все одинаково, на занятиях сидят вместе, экзамены сдают одним и тем же преподавателям... Сокращение бюджетных мест на популярных направлениях обучения только разгоняет цены. Наверное, это способ поддержать вузы на плаву, одновременно урезая государственное финансирование.
С каждым годом растет средний балл абитуриентов в ведущих вузах страны. Некоторым уже недалеко до идеала — 100 баллов.
Что впереди
В этом году многие вузы заранее объявляли пороговые баллы приема. У вузов есть такое право: самостоятельно определять минимальные пороги по всем учебным предметам для приема в вуз. Но они не должны быть ниже тех баллов ЕГЭ, которые устанавливает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Параметры на грядущий сезон уже известны: абитуриенты смогут подавать документы на поступление, если наберут на ЕГЭ 22 балла по иностранному языку, 27 баллов по математике, 32 балла по литературе и истории, 36 баллов по русскому языку, химии, физике, 37 баллов по географии, 40 баллов по информатике и 42 балла по обществознанию.
Процедуры ЕГЭ в целом уже отработаны. ЕГЭ стал высокотехнологичным. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) будут распечатываться прямо в аудитории, где проводится экзамен. Учителя не будут возить в сумках листы с КИМами. В течение полутора часов ответы выпускников должны быть сканированы и отправлены в региональный центр обработки информации. Это сделано для того, чтобы исключить возможности постороннего вмешательства в ответы учеников.
Как и в нынешнем году, допуском к ЕГЭ будет служить сочинение, которое должны написать все выпускники. Оцениваться сочинение будет по двубалльной системе «зачет-незачет». Пятибалльной оценки за сочинение не будет.
Тестовая часть экзамена была исключена уже в этом году по всем предметам, за исключением иностранного.
Экзамен по иностранному языку будет состоять из двух частей — письменной и устной, за первую будут начислять до 80 баллов. За вторую — до 20 баллов. В 2018 году этот экзамен — по выбору, а в 2022 году он может стать обязательным.
Устная часть экзамена по русскому языку пока вводиться не будет. Этот вопрос еще обсуждается.
Демоверсии ЕГЭ по всем предметам уже вывешены на сайте Федерального института педагогических измерений. Там же в открытом доступе находится банк заданий ЕГЭ.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на встрече с родителями школьников (она тоже проходила на минувшей неделе) уверял, что ребенок вполне может самостоятельно подготовиться к ЕГЭ, если хорошо учился все годы, не пропускал занятия. Может, он и прав, но многие родители, видимо, думают по-другому и выбирают свою стратегию подготовки ребенка к университету.
Институт образования НИУ ВШЭ в марте этого года сообщал, что теневой рынок репетиторских услуг в России составлял почти 30 млрд рублей. До 70 процентов учителей подрабатывали репетиторством. Услугами репетиторов воспользовались 24 процента учеников. Но эта цифра очень относительная: не каждый ребенок признается, что готовился к ЕГЭ за деньги. А кроме школьных учителей есть еще много преподавателей вузов, которые готовят школьников к ЕГЭ и предметным олимпиадам. Расходы семей на репетиторов в Москве, например, в этом году, по оценкам, достигали 45 тысяч рублей в месяц. Иными словами, 10 месяцев подготовки к ЕГЭ равны годовой средней стоимости платного обучения в престижном столичном вузе.
И дешевле — не будет...