Страдают все, и причина одна: требования рынка и образовательные программы не совпадают. В Санкт-Петербурге нашли способ разрешить это противоречие в рамках специальных курсов для преподавателей.
Мастер в авангарде
Время от времени на курсы ходят все педагоги, это особенность профессии. Но программа, организованная по заказу Национального агентства развития квалификаций для педагогических работников среднего и дополнительного профессионального образования Северо-Западного региона, особенная. Она призвана помочь педагогам связать профессиональные стандарты с образовательными и, что важно, научиться применять эти знания на практике.
Суть в том, что уже пять лет в России формируются профессиональные стандарты. Это набор компетенций, которыми должны обладать сотрудники. Перечень требований прописан самими работодателями. Сейчас сформировано 1087 профессиональных стандартов, а всего их должно быть более двух тысяч. Области самые разные – свои стандарты есть у сварщиков, фармацевтов, судостроителей, разрабатывают нормативную базу для профессии "охранник".
Профессиональные стандарты – это уникальные документы, таких еще не было, хотя попытки описать специальности предпринимались много раз. Например, до сих пор кадровики на предприятиях пользуются квалификационными справочниками должностей. Но в этих документах прописаны в первую очередь профессиональные обязанности, например, перечислено, что обязан делать на предприятии главбух.
Профстандарт – не совсем про обязанности. Он перечисляет компетенции, которыми должен обладать сотрудник, чтобы претендовать на ту или иную должность. А уж какие у него будут обязанности, решат уже на предприятии.
Дело в том, что все предприятия и организации имеют свою специфику и реализуют собственную экономическую модель. И естественно, фактические обязанности у главного бухгалтера в школе будут значительно отличаться от тех, что возложены на главбуха на заводе.
Под профессиональные стандарты должны перестраиваться стандарты образовательные.
Процесс идет и пока активнее всего он ведется в сегменте среднего профессионального образования. По ряду отраслей приняты как профессиональные стандарты, так и образовательные. И задача курсов в том, чтобы научить преподавателей связывать эти два стандарта.
– Профессиональная стажировка для преподавателей ведется по пяти специальностям, три из них в области сварки, это "сварщик дуговой сварки", "сварщик полимерных материалов", "специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)", и две в индустрии красоты – "парикмахер" и "косметолог", – говорит Наталия Авдеева, генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе, являющегося организатором курсов.
Заявки на участие в пилотных курсах подавали сами учебные заведения, они же выдвигали преподавателей. В программе участвуют специалисты со всего Северо-Запада. Учебная программа рассчитана на 108 часов. За это время преподавателей познакомят с самой системой профстандартов, обучат передовым технологиям в мультимедиа-обучении. Но большую часть времени они проведут на занятиях по своим специальностям.
Обучение ведется за счет бюджета, и, пожалуй, впервые в общероссийской практике к участникам предъявляются жесточайшие требования. Посещение занятий будут фиксировать видеокамеры, каждое утро участники курсов должны сдавать отчеты, а по итогам занятий их ждет аттестация, причем отчета о посещениях недостаточно – преподаватели должны сформировать полноценные предложения по внедрению профстандартов в образовательную систему.
– Главным залогом успешного развития системы квалификаций является работа с людьми и подготовка квалифицированных специалистов. По сути, перед участниками стоит задача объединить профессиональные и образовательные стандарты, – говорит советник председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Владимир Честноков. – для практикоориентированных профессий это наиболее простая задача, при этом предстоит еще очень большая работа.
Всего в Петербурге обучатся 75 преподавателей. Такие курсы под эгидой Национального агентства развития квалификаций стартуют и в других регионах страны. Общее количество участников программы – 600 человек. Обучение будет производиться по 21 одной профессии. Они взяты не случайно, это наиболее востребованные рынком профессии.
Привыкнуть к неопределенности
Профессиональные стандарты постоянно меняются. Учитывая, что на 1087 профстандартов приходится порядка 150 образовательных, очевидно, что система образования не успевает за этими трансформациями. Но технологии и рынок не будут ждать изменений в нормативной базе.
Лариса Шмелькова, заместитель руководителя базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, один из самых авторитетных российских специалистов в области профобучения заявляет: мы стоим на границе четвертой промышленной революции. К 2025 году несколько десятков профессий могут просто перестать существовать. Эксперт, в частности, прогнозирует, что пропадет необходимость в водителях, кассирах. Под угрозой исчезновения все профессии, где человека может заменить искусственный интеллект. И это не страницы из фантастической саги, а объективная реальность. Соответственно, перед преподавателями сейчас стоит задача особой важности – нужно дать студентам такие компетенции, чтобы они как можно дольше оставались конкурентными на рынке. Причем, четких критериев нет. Технологии развиваются разнопланово, и, соответственно, рынок труда в целом и конкретные профессии находятся в условиях неопределенности. Эксперт говорит: неопределенность – это не приговор, к ней надо привыкать, нужно учиться быть конкурентоспособными.
Соответственно, нужно учитывать, что с развитием технологий будут меняться как профессиональные, так и образовательные стандарты. Эксперт Агентства по развитию человеческого капитала в СЗФО Борис Строганов объясняет: ничего радикального и страшного не произойдет. Люди будут учиться, выпускаться, а потом, если требования к их профессиям будут меняться, они всегда смогут пройти курсы повышения квалификации и овладеть новыми компетенциями.
Как именно образовательные стандарты будут обновляться, пока неизвестно. Специалисты объясняют: даже в тех отраслях, где введены оба стандарта, система только апробируется, и нужно на первом этапе научиться жить в этих условиях, а уже потом думать об обновлении. Но никто не сомневается: этот процесс со временем запустится, и он заставит полностью пересмотреть принципы методической работы в профессиональном образовании.
Тонким швом
– Сварка – везде. Продукция сварочного производства становится с каждым днем все сложнее. Она применяется везде, в жилых зданиях, на производственных предприятиях, мостах. Зачастую технологии, которые используются сейчас, даже отсутствуют в нормативной документации. И за всем этим нужно успевать, – констатирует директор межрегионального аттестационного центра НАКС Алексей Левченко.
НАКС расшифровывается как "Национальное агентство контроля сварки". За несколько лет эта структура разработала профстандарты для сварщиков в самых разных сферах, ввела систему оценки квалификаций. И для специальностей в области сварки применение профстандартов с недавнего времени стало обязательным. То есть работодатель может взять на работу только того сварщика, у которого подтверждена квалификация и есть соответствующий документ. Но на самом деле здесь тоже ничего радикального не произошло: уже много лет все уважающие себя предприятия берут на работу только тех сварщиков, которые аттестованы НАКС, ведь это главная гарантия того, что они действительно могут сваривать швы.
– Очень хорошо, что появились такие курсы, – говорит Алексей Левченко. – Ведь еще ни один ученик профессиональных образовательных учреждений у нас не сдал экзамен даже на самый низкий уровень. Я очень надеюсь, что преподаватели после обучения смогут наладить практику подготовки учащихся.
Эксперт признает: в области сварки круг замкнулся. НАКС – не аттестует для галочки. Экзамен, дающий право на сертификат организации, очень серьезный. Соответственно, вчерашние выпускники училищ его массово заваливают. На работу без подтверждения квалификации НАКС они устроиться не могут. А значит, у них практически нет шанса остаться в профессии. Эксперт видит единственный выход: работать с преподавателями.
Такие попытки в агентстве раньше были, но не всегда результат был идеальным.
– На самом деле, тут проблема не в конкретных преподавателях, а в самой системе, – считает инструктор НАКС Илья Репин. – Сейчас если выпускники училищ стремятся получить аттестацию, чтобы найти работу, то от преподавателей этого не требуется.
Чтобы преподавать профессиональное мастерство, достаточно просто предъявить документ о специальном образовании, а таковым могут считаться даже курсы. Кроме того, даже если за плечами у преподавателя специализированное учебное заведение, он может просто не знать многих видов сварки. Например, довольно часто в училища идут преподавать высококвалифицированные сварщики в какой-то определенной области, например в судостроении. Там применяется механизированная сварка, соответственно, о том, как выполняется сварка дуговая, преподаватель имеет представление в основном теоретическое. А ведь есть еще газовая, аргоновая, полимерная сварка. А помимо сварщиков по конкретным направлениям, профильные ПУ готовят еще дефектоскопистов, которые с первого взгляда должны заметить нарушение технологии и отправить работу на переделку. Поэтому узкая специализация преподавателей здесь скорее минус, чем плюс.
На курсах в рамках практического модуля преподаватели научатся сваривать швы различным способом, и по каждому их ждет аттестация. В кулуарах педагоги признавались: поставленная задача их не пугает, скорее наоборот. Ведь в профучилащах педагогические коллективы завалены бумажной работой, и для многих курсы повышения квалификации – это единственное место, где они могут наконец вспомнить практику.
По итогам занятий преподавателей ждет экзамен на сварщика третьего уровня. Это не самый высокий разряд в данной сфере, но уже прорыв, ведь впервые к преподавателям вводится требование по профессиональной квалификации.
Эксперты сходятся во мнении: конечно, сразу чуда не произойдет, чтобы устранить лаг между требованиями рынка и системой профобразования, потребуются года. Важно, что преподаватели профессиональных учебных заведений смогут транслировать свои знания ученикам, причем они будут уже не теоретиками, а аттестованными специалистами-практиками.
Казалось бы, элементарно, но, как говорят эксперты, именно этого не хватает для того, чтобы выращивать настоящих профессионалов.