История «звездных театров»
Первый «Звездный театр» планетария появился с самого его открытия, в 1937 году. Главной его задачей стала театрализация лекций, поэтому первые спектакли были посвящены борцам за научное мировоззрение. Спектакль «Коперник» входил в трилогию постановок, посвященных Джордано Бруно и Галилео Галилею.
Театр прекратил свою деятельность с началом Великой Отечественной войны. В 1957 году в Московском планетарии был создан любительский театр ПХУТЭМ (Планетарский Художественный Театр Эстрадных Миниатюр), инициатором которого был известный в то время популяризатор науки, детский писатель и поэт, научный сотрудник планетария, фронтовик Владимир Чухров. Основным жанром театра были пародии (порой ловко замаскированные) на различные негативные явления в научно-просветительской деятельности. Исполняли роли сами сотрудники планетария и приглашенные актеры из ведущих театров Москвы. Консультировал же участников Аркадий Райкин. ПХУТЭМ выезжал на гастроли и выступал во многих городах республик СССР.
Театр прекратил существование в 1975 году после смерти его основателя В. Чухрова. В конце 1980-х появился «Планетариум-театр», или «Фантастический театр», который проработал до 1994 года, когда Московский планетарий закрыли на ремонт.
И вот сейчас, после длительного перерыва, новая постановка исторического спектакля «Коперник» в версии драматурга Анастасии Букреевой дает старт «Научному Звездному театру» уже в современном формате на одном из самых больших экранов-куполов Европы.
Чтобы попасть в Большой звездный зал планетария, зрители проходят через музей Урании, где выставлены различные приборы для изучения космоса. В том числе воссоздан и кабинет Коперника. Пройдя через залы музея, зрители настраиваются на спектакль о великом астрономе, посвятившему свою жизнь исследованию звезд и планет.

Фотография Ольги Дашковской

Фотография Ольги Дашковской
Познавательно, зрелищно, ярко
Спектакль «Коперник» – это не лекция, не документальный фильм, а полноценная театральная постановка, дополненная яркими мультимедийными эффектами, погружающими зрителя в жизнь Коперника, в его мысли и мечты. Ученый совершил настоящую революцию в астрономии. До него в мире господствовала теория античного ученого Клавдия Птолемея, считавшего, что все планеты, включая Солнце, вращаются вокруг Земли. 13 столетий спустя, Коперник с помощью точных математических измерений и расчетов доказал, что все планеты, включая Землю, вращаются вокруг Солнца.
Свои теории он изложил в главном труде его жизни – трактате «О вращении небесных тел», над которым он работал в течение 40 лет.
Коперник был разносторонним человеком, получившим очень хорошее для того времени образование в области философии, математики, медицины, он считался искусным лекарем, к нему обращались как высокопоставленные люди, так и бедняки, которых он лечил бесплатно. И все же астрономия оставалась для него самой важной наукой.
В спектакле жизнь Коперника раскрывается через диалоги с его учеником Георгом Иоахимом Ретиком, приложившим много усилий для издания трактата «О вращении небесных тел». На сцене появляется и экономка ученого Анна – несколько лет она вела его хозяйство, но после подозрений религиозных деятелей в том, что она была любовницей ученого (как человек, приближенный к церкви, Коперник дал обет безбрачия), она была вынуждена покинуть его дом.

Фото предоставлено пресс-службой Московского планетария
Еще один герой спектакля, правда, бессловесный, но от этого не менее зловещий – это инквизитор в красном бархатном балахоне с капюшоном, который периодически появляется на сцене и что-то нашептывает на ухо епископу. Епископ олицетворяет собой религиозные заблуждения и стереотипы той эпохи. Научные открытия Коперника пришлись на первую половину XVI века, когда свирепствовала инквизиция, и деятельность польского ученого могла быть признана еретической. До сих пор существует легенда, что он был сожжен на костре, но, к счастью, этого не произошло.

Фото предоставлено пресс-службой Московского планетария
Выдающийся астроном рассылал копии своих рукописей знакомым интеллектуалам, среди которых были и церковные иерархи. За десять лет до публикации трактата «О вращениях небесных сфер» немецкий теолог Иоганн Альбрехт Видманштеттер прочитал в Риме лекции о гипотезе Коперника, которые с большим интересом слушали папа Климент VII и несколько кардиналов. После того как главный труд Коперника был напечатан, он свободно распространялся в Европе. В папский «Индекс запрещенных книг» трактат попал только через 73 года, в 1616-м, с пометкой «до исправления».
В качестве визуального оформления спектакля использован купол Большого звездного зала, на котором в зависимости от сценария менялись картины. Сначала перед глазами зрителей представали гигантские стеллажи с книгами, окружавшие великого ученого с детства; затем – модели Вселенной, представленные Птолемеем и самим Коперником, формулы из его рукописей с расчетами расстояний между звездами и планетами. А еще – пробирки и кувшины с травяными настойками, которые он готовил для своих больных. В качестве лейтмотива – фрески на куполе Сикстинской капеллы в Ватикане, принадлежащие кисти великого Микеланджело. Именно они передают величие Вселенной, познать и объяснить которую удается только выдающимся умам.

Фото предоставлено пресс-службой Московского планетария
Рассказывая о герое своей пьесы, драматург Анастасия Букреева отметила: «В какой-то степени это образ пророка от науки, который верит в свое дело до конца. Человек, который защищает истину и стремится познать настоящее устройство мира. Не могу сказать, что больше вызывает уважение лично у меня – человеческие качества Коперника или его научные открытия. Из того, что мы знаем о нем, становится очевидно, что это был не только выдающийся учёный, но также человек чести».

Фото предоставлено пресс-службой Московского планетария
Кто работал над спектаклем?
Постановку «Коперник» для «Научного звёздного театра» осуществило Творческое объединение «Эскизы в пространстве», резиденты Театра Наций и творческого сообщества МИРА, известные своими спектаклями за пределами традиционной театральной сцены, Site-specific и документальными постановками, аудиоспектаклями и уличными представлениями.
Режиссёры-постановщики Дмитрий Максименков и Дмитрий Мышкин обладают значительным опытом в создании нетривиальных сценических произведений. Художники Ирина Михейшина и Марина Шибаева воссоздали визуальную глубину космоса и эстетическую выразительность Вселенной. Композитор Василий Карпов написал музыку, передающую таинственность космического пространства и рассчитанную на масштаб зала Московского планетария с одним из самых больших куполов в Европе. Художник по свету Никита Черноусов обеспечил технически безупречное освещение, способствующее созданию иммерсивного эффекта.
Спектакль интересен и взрослым зрителям, и подросткам от 12 лет и старше. В планах творческого коллектива Московского планетария – постановка спектаклей «Джордано Бруно» и «Галилей».

Фото предоставлено пресс-службой Московского планетария
















