C 2001 года, по решению ЮНЕСКО, 16 января отмечается Всемирный день The Beatles. Дело том, что 16 января 1957 года в Ливерпуле в помещении бывшего Cavern Club – сцена, на которую лишь через 4 года, 9 февраля
«Let It Be» – почти 55 лет назад это послание миру пришло с дорожек сорокопятки (сингла) The Beatles, британский релиз которой состоялся 6 марта 1970 (американский – 11 марта). Одноименный альбом выйдет только в ноябре, где продюсер Фил Спектор перемикшировал песню и удлинил ее на несколько секунд. В декабре будет объявлено об официальном распаде битлов.
На самом деле, все трещало по швам гораздо раньше. Чтобы записать нетленное которое удалось собрать в «Белом альбоме» («Тhe Beatles»)
Альбом «Get Back», который превратился в «Let It Be», в основном был записан до «Abbey Road» (1969), где продюсер Джордж Мартин предпринял попытку возродить дух битловского единства. Частично это получилось, хотя куда больше удалось утвердить подлинное величие The Beatles в панораме шедевров. Об «Abbey Road» разговор особый. А тут оставалось довести до ума брошенный посреди «long and winding road» «Get Back».
Этим и занялся Фил Спектор, который сменил Мартина. На фоне композиционно совершенной «Abbey Road» пластинка получилась неровной, где-то рыхлой и даже рассыпающейся – впрочем, правдиво отражая состояние группы. Но отсутствие Мартина очень чувствовалось. И скандальные менеджеры Фил Спектор и Аллен Клейн тут не причем. Их привлечение к делу стало следствием развала группы. Битлы переросли не The Beatles, а эпоху, которую создали, сами же завершив ее. Вместе с вершинами, которые оставили и на этом альбоме. Вершины так и остались непревзойденными, а эпоха, время изжили себя. Так всегда бывает в искусстве и не только в искусстве.
К вершинам можно отнести ленноновскую «Across The Universe», «I Me Mine» Харрисона (последняя песня, записанная битлами, кстати, без участия Джона Леннона, где Харрисон соединяет рок и вальс, в основу которого легла «классика жанра» – «Kaiserwalzer» Штрауса), сложенную Ленноном и Маккартни из двух песен «I’ve Got A Feeling», и макартниевскую «Get Back», «The Long And Winding Road», которую, по мнению автора Пола, испортил Спектоp, и конечно его же, Маккартни, «Let It Be».
14.12.2011, Москва. Пол Маккартни в «Олимпийском».
Свечи – атрибут при исполнении Полом «Let It Be» на концертах.
Фото из личного архива автора
У многих «Let It Be» ассоциируется со светом надежды. Этот свет – ответ на безысходность, в которой пребывал тогда Пол. На каком-то остаточном рефлексе он стремился сохранить группу. Хотя и сам уже записал сольную пластинку «McCartney», которую выпустил до альбома «Let It Be», и Джон не раз хлопал дверью (деликатнее и Джордж, а Ринго уходил в отпуск). Всем было понятно, к чему идет, давно шло дело. Пол пытался собрать битлов в кулак. В ответ на что остальные ему этот кулак (или фигу в кармане) демонстрировали, полагая, что он пытается узурпировать роль единоличного лидера. Все испытывали потерянность, но больше всех – Пол.
Пол Маккартни с мамой Мэри и братом Джеймсом
И в этот момент ему явилась во сне Mother Mary, не Богоматерь, а покойная Мэри Маккартни, мама самого Пола, которую он потерял в 15 лет, со своим спасительным словами «Let It Be». Эту фразу переводят, как утверждение – «Пусть будет так». Но можно перевести и как призыв смириться и отпустить – «Да и пусть…». Ведь и такой призыв может стать словом надежды:
And when the broken-hearted people
Living in the world agree
There will be an answer, let it be.
For though they may be parted,
There is still a chance that they will see.
There will be an answer, let it be.
Пол потом говорил о том, что эта песня помогла ему изгнать своих демонов.
Все мы временами – broken-hearted people, уязвимые для демонов, которых чаще всего сами же выращиваем внутри. И которых достаточно изгнать негромким материнским голосом любящей мудрости.
Whisper words of wisdom, let it be…
P.S. Партию бас-гитары записал Джон – Пол был занят за фортепиано