Качество образования // Интервью

«Школам интересно именно то, что актуально»


«Школам интересно именно то, что актуально»
Фото: «Вести образования»

За 30 лет своей деятельности Институт проблем образовательной политики «Эврика» прошел путь от общественно-педагогического движения до одной из ведущих организаций в сфере образовательной политики России. Сотрудники института работают с системой образования на всех уровнях, организуя курсы, семинары, стажировки для педагогов, а также реализуя масштабные проекты для федеральных и региональных органов управления образованием и международных корпораций. Сеть экспертов «Эврики» насчитывает более 100 профессионалов в разных областях.

И все-таки в центре внимания всегда остается учитель с его интересами и проблемами. О том, как формируется программа курсов и семинаров института, как найти баланс между инновациями и традициями, и что помогает выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг, рассказывает замдиректора ИПОП «Эврика» Ольга Устюгова.

– Вот уже 20 лет команда Института «Эврика» занимается созданием качественных инновационных проектов для педагогов и директоров образовательных организаций. Как формируются направления ваших проектов – исходя из запроса школ или тенденций времени? Насколько одно совпадает с другим?

– Мы учитываем и запросы школ, и актуальные тенденции развития образовательной политики. Часто два этих фактора совпадают, потому что школам интересно именно то, что актуально. Получается такой двусторонний процесс: от школ поступают предложения о том, что им важно и нужно, а мы со своей стороны изучаем современные тренды и формируем повестку наших вебинаров и курсов.

Например, когда со стороны государства прозвучал запрос на деятельность классных руководителей, на расширение их функционала, были введены федеральные доплаты за их работу, от школ стали поступать вопросы на эту тему. Тогда мы создали программу для классных руководителей (наставников), включающую нетрадиционные, в том числе игровые формы работы. Эти курсы стали популярными и востребованными среди педагогов, у нас появилась сильная команда практиков, обучающая педагогов новым эффективным методикам, которые можно использовать в работе классного руководителя.

– Институт «Эврика» проводит много семинаров для учителей-предметников. Случается ли периодический крен в сторону точных или гуманитарных дисциплин?

– Несколько лет назад у нас возник совместный проект с Институтом физики, технологии и информационных систем МПГУ, который был направлен на исследование новых, экспериментальных подходов в преподавании физики. Но в процессе этой работы мы сами себе задали вопрос: «Почему только физика?» И с того момента мы стали рассматривать экспериментальную деятельность на разных дисциплинах, включая гуманитарные. В настоящее время мы реализуем эту программу по всему спектру учебных предметов. Иными словами, эксперимент оказался универсальным способом организации учебного процесса, он хорошо срабатывает в разных дисциплинах: и в точных, и в естественно-научных, и в гуманитарных.

Поначалу участники наших семинаров сомневались в том, что применение экспериментальных методик возможно, скажем, на уроках литературы, где в отличие от физики не надо проводить опыты. Но мы объясняли, что под экспериментальной деятельностью следует рассматривать процесс с открытым финалом, когда заранее мы не можем предсказать, к чему вся эта деятельность приведёт и каким будет результат.

И такой подход как раз успешно применяется в гуманитарных дисциплинах, для которых характерен непредсказуемый результат. Мы не знаем, как авторская позиция проявится в написании текстов, в создании видеороликов или подкастов, какую картину напишут разные художники на одну и ту же тему. Все это и есть эксперимент.

Мы даём детям что-то попробовать, повзаимодействовать с неким объектом нашего изучения – с литературным текстом или произведением живописи. Здесь получаются разные варианты, потому что каждый ребёнок – это творец, и он по-своему осваивает учебное содержание. Это и есть проявление задачного подхода, который предполагает самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

– Какой проект или направление в деятельности «Эврики» лично Вам кажется сегодня особенно важным и нужным? А какое самым востребованным?

– Как раз то, что мы сейчас с вами обсудили – это экспериментальная деятельность в работе педагога. И ещё у нас есть тоже очень интересный курс, который называется «Искусство в образовательной деятельности», где мы собираем команду талантливейших мастеров своего дела: поэтов, художников, музыкантов, артистов, режиссёров, и все они выступают как мастера, как творческие личности. Они работают с педагогами, выводя их на создание какого-либо собственного продукта в том виде искусства, которое они выбирают.

Ведущие таких мастерских объясняют, как выстраивать экспериментальную деятельность в образовании, используя искусство в качестве основного обучающего и развивающего инструмента. Учителя с удовольствием применяют творческие подходы на своих уроках – как в начальной, так и в основной и старшей школе. А участие мастеров создает культурную рамку экспериментальной деятельности.

Профессиональный режиссер и учитель, занявший эту позицию, поставят один и тот же спектакль по-разному, по-своему трактуя всё, начиная от замысла и даже сценария до самой драматургии. Роль учителя особая: во-первых, он обогащает любую творческую деятельность конкретным учебным содержанием, будь то история или литература, или другой предмет, который он преподает; во-вторых, он ставит цель получить от учеников образовательные результаты. То есть самый главный эффект экспериментальной деятельности заключается в том, что творчество, пробы, исследовательские подходы обеспечивают те образовательные результаты – предметные, личностные, метапредметные, которые описаны во ФГОСах. И получается такой тандем профессионалов, когда режиссеры, художники, музыканты с профессиональной точки зрения рассказывают о произведениях искусства, помогают педагогам создать свои собственные картины, спектакли, тексты, учитель передает эти знания детям и с педагогической позиции оценивает, как творчество повлияло на образовательные результаты ребенка, насколько он изменился, как освоил предметное содержание благодаря участию в театральной постановке, посещению выставки или созданию видеоролика.

– Как отражаются в проектах «Эврики» лучшие традиции и практики советского образования и современной школы?

– В своей деятельности институт «Эврика» следует идеям советской культурно-исторической школы Льва Выготского, которая связана с именами Алексея Леонтьева, Даниила Эльконина, Василия Давыдова. Эти научные концепции признаны во всем мире, труды этих классиков вдохновляют нас на работу, тем более что теория развития мышления еще не до конца изучена и не всегда используется в массовой школе. Поэтому наша задача – обратить внимание педагогов на идеи развивающего обучения.

Из современных практик мы в течение последних 10 лет продолжаем работать с полилингвальными школами и детскими садами.

Дело в том, что мы рассматриваем погружение в мир иностранных языков как основу для развития мышления. Мы не предлагаем их учить детям с 2–3 лет, ни в коем случае. Мы предлагаем создавать именно полилингвальную среду, в которой ребёнок растёт и всё время общается с представителями разных культур и этносов.

Ему приходится взаимодействовать с разными людьми на разных языках, и таким образом у него действительно развивается мышление, и он уже по-другому реагирует на окружающий мир, воспринимая и принимая его во всем разнообразии.

Еще одно важное направление – это расшколивание, суть которого в чем-то близка по своим идеям экспериментальной деятельности: образование, познание окружающего мира происходит не только на традиционных уроках, но и за счет погружения в разные виды деятельности за пределами школы. И это дает отличные образовательные результаты. Расшколивание основано на использовании внешних ресурсов, которые окружают школы: это и город как образовательное пространство с музеями, библиотеками, театрами или село с его природой и местным сообществом. Все эти тенденции находят отражение в тематике наших семинаров и курсов.

Институт «Эврика» практикует такую форму обучения педагогов, как образовательные путешествия, которые знакомят педагогов с опытом коллег из других стран. Есть ли встречный интерес к опыту российских педагогов со стороны зарубежных специалистов?

– Нам всегда интересен опыт коллег из других стран, поэтому в онлайн-формате мы продолжаем проводить такие стажировки в разных детских садах. Последняя состоялась во Вьетнаме. Эта страна интересна тем, что там педагоги в своей работе используют не только национальные традиции, но и теорию Выготского, идеи развивающего обучения. Мы продолжаем наши виртуальные путешествия и 27 апреля приглашаем всех желающих в наш полилингвальный детский центр в городе Южно-Сахалинске на очередную стажировку, в которой примут участие в том числе и вьетнамские коллеги.

В чём уникальность и сильные стороны «Эврики»? Что позволяет выдерживать конкуренцию на рынке образовательных услуг?

– Думаю, наше конкурентное преимущество – в сочетании классических традиций с российскими инновациями, а еще умение собрать команду экспертов и мастеров, вдохновляющих своим отношением к делу. Сотрудники нашего института всегда держат руку на пульсе, отслеживая актуальные педагогические тенденции и готовы обсуждать проблемы современного образования, делиться опытом со всеми, кто заинтересован работать в русле современной образовательной политики и повышать свой профессиональный уровень.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube