Качество образования // Интервью

Елена Романичева: «О списках для обязательного чтения мы никогда не договоримся»

Часть 1

Елена Романичева: «О списках для обязательного чтения мы никогда не договоримся»
Фото: ВКонтакте

Как менялись школьные программы по литературе и списки для обязательного чтения на протяжении последних 200 лет? Можно ли считать авторов и произведения, на протяжении долгих лет входящих в состав литературного канона, самыми устойчивыми представителями культурного процесса? С чем связаны резкие изменения списков обязательной литературы?

Эти вопросы поставили перед собой авторы проекта «Список чтения» из Лаборатории проектирования содержания образования НИУ ВШЭ. Результаты своей работы они представили на семинаре НИУ ВШЭ.

В ходе своего исследования они изучили историю содержания школьного литературного образования старших классов – от первых официально утвержденных рабочих программ по русской словесности до современных Федеральных общих программ, охватив период с 1852 по 2023 годы. И составили топ-20 авторов, чьи произведения стабильно изучались в течение всего этого периода.

Менялись общественные, экономические, культурные реалии, одни правители сменяли других, шли жестокие войны и революции, а школьники сдавали экзамены по произведениям Пушкина, Фонвизина, Жуковского (именно они возглавляют топ литературных долгожителей), думали, страдали или скучали над романами Льва Толстого, Тургенева, Гончарова, пьесами Шекспира. Правда, самый вечный представитель канона – Пушкин – в разные годы был представлен в школе разными произведениями: например, «Евгений Онегин» был введен в школьные программы 165 лет назад, а «Медный всадник» – почти на 50 лет позже. И все же в некоторые десятилетия беспокойного XX века обязательное «ядро» литературного образования подвергалось кардинальным изменениям.

Насколько важны списки чтения и почему они стали вечным яблоком раздора? На эти и другие вопросы размышляет в интервью «Вестям образования» ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, Заслуженный учитель РФ Елена Романичева.


– Авторы исследования из Высшей школы экономики выделили несколько временных периодов, в течение которых происходили значительные пересмотры школьного списка чтения: одни авторы исключались, а им на смену приходили другие. Это происходило в 30-е, 70-е, в конце 80-х – первой половине 90-х годов прошлого века, а в нынешнем столетии – в 2004, 2015, 2022 и 2023 годах. С чем были связаны такие перемены?

– Пики наиболее кардинальных изменений в списках литературы совпали с общественно-политическими изменениями и с принятием важных правительственных документов по школе. Например, в 1920-е годы в школах происходили эксперименты, поиск новых методических подходов, и отсутствовали какие бы то ни было жесткие регламенты, в том числе программы предлагали несколько списков на выбор учителя, поскольку развивалось множество различных литературных течений, а вместо постоянных педагоги чаще всего использовали «динамичные» учебники, больше напоминавшие комплекты рабочих материалов. Но уже в 30-е годы после Первого съезда советских писателей утверждается соцреализм как главный вектор развития советской литературы, и списки для школы наряду с традиционной классикой наполняются произведениями «проверенных» современных классиков.

В этот период за прохождением программы в течение учебного года был установлен очень жесткий контроль со стороны органов управления образованием, а вот итоговый контроль за результатами (практически до введения ЕГЭ) отдавался на откуп учителя и школы, исключение составляли письменные работы «медалистов», которые проверяли городские предметные комиссии по литературе и математике. Подчеркну, что одним из главных событий того периода стало возвращение классно-урочной системы, которая как раз и потребовала введения регламентов: единой программы и единого учебника.

Но интересно, что именно в те годы известный ученый и педагог Василий Голубков в первом издании своей «Методики преподавания литературы» представил концепцию трех кругов чтения (обязательное, контролируемое школой; внеклассное, т.е. рекомендуемое учителем, и свободное по выбору ученика).

На уроки внеклассного чтения, как и на занятия по обязательным для чтения произведениям, тоже отводилось определенное количество часов, но за учителем оставался выбор текстов/авторов из числе предложенных.

Для периода 60-х характерен переход к политехнической школе и сокращение часов на изучение литературы. Но именно в эпоху оттепели в списки чтения наконец-то после длительного перерыва, продолжавшегося с начала 30-х годов, вернулся Достоевский, за которым в годы сталинского правления закрепился ярлык «реакционного» писателя. Кроме того, школьники стали изучать поэзию Есенина, творчество которого тоже долгое время считалось неоднозначным и не входило в программу.

В 1991 году была принята последняя единая программа, в дальнейшем у учителя появилось право выбора.

Однако уже с начала 2000-х началась стандартизация образования, эксперименты по введению ЕГЭ. В 2004 году был принят первый ГОС, в 2010 году – ФГОС второго поколения, в отличие от предыдущего не включавший содержание образования и предоставлявший бОльшую свободу учителю в формировании рабочей программы. И хотя, в отличие от 30-х годов, в 2010-е годы текущий контроль был передан на уровень школы, и учитель сам решал, в каком классе и сколько часов изучать то или иное произведение, то итоговый контроль в формате ЕГЭ проводило Министерство образования. Позже стали возникать сомнения и дискуссии о том, как можно не контролировать учебный процесс, если мы не знаем, что «условная Марьиванна» предложит для изучения. И на школу стали давить с двух сторон, контролируя и процесс, и результат.

– Самым существенным, если не сказать революционным стал пересмотр списка в начале 1990-х годов, когда были провозглашены идеи педагогики сотрудничества, все большую популярность набирало развивающее обучение, что повлекло за собой внедрение вариативности и индивидуальных подходов. Как эти процессы повлияли на преподавание литературы?

– Именно в 1991-м список чтения пополнился именами ранее гонимых, запрещенных и почти не издававшихся в СССР писателей (Солженицына, Шаламова) и авторов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, и более поздних – Булгакова, Платонова.

Начиная с 1970-х годов, литературоведами проводились исследования по литературе Серебряного века, так что для изучения их произведений уже была подготовлена серьезная научная основа. Но поскольку еще не сложилась методическая традиция преподавания «возвращенных» классиков, то многие учителя без энтузиазма встретили подобные нововведения. К тому же наряду с шедеврами, в список попали произведения весьма «сомнительных» авторов типа «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова.

Так был актуализирован вопрос о включении/невключении в список новейшей литературы. Думается все-таки, что сегодняшних злободневных авторов лучше изучать в формате внеклассного чтения, факультативов, спецкурсов, потому что значимость их творчества проверяется временем, и то, что в данный момент представляется важным и талантливым, завтра может оказаться не достойным внимания. Вообще, современную литературу можно изучать и за пределами школы, поскольку она активно представлена в разнообразных просветительских проектах: издательства организуют презентации авторов, мероприятия с их участием.

Продолжение следует...


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube