Городское образование // Статья

Как проверяют качество образования в московских школах


Для обеспечения объективной оценки качества образовательных результатов столичных школьников Московский центр качества образования (МЦКО) проводит независимые диагностики. Они позволяют оценить уровень подготовки школьника по учебным предметам и на основе полученных результатов выстроить его дальнейшую образовательную траекторию с учетом образовательных достижений и тем, которые вызывают у него затруднения и сложности.

Объективность проведения диагностических работ обеспечивается независимыми наблюдателями и независимой от школы проверкой работ учащихся.

Диагностики функциональной грамотности школьников

Для учащихся 5–6-х классов в компьютерной форме проводятся обязательные диагностики функциональной грамотности: читательской, математической и естественно-научной. В 5-м классе проводится комплексная диагностика функциональной грамотности, в 6-м – отдельно читательской и математической грамотности.

«Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в бытовых ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию, чтобы сделать правильный выбор, принять решение. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная. Ее смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи», – рассказала Елена Зозуля, руководитель Центра мониторинга и диагностики Московского центра качества образования.

Школьникам предлагают задачи, поставленные вне предметной области, но решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащихся.

Такие задания моделируют жизненную ситуацию, носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений.

Кроме того, изложение задачи простым, неакадемическим, понятным языком, возможность найти интересный способ решения, «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики) вызывают в учениках активный отклик, создают внутреннюю мотивацию для собственного оригинального решения.

Предметные диагностики

В 5–8-х классах во всех образовательных организациях также проводят обязательные предметные диагностики в компьютерной форме.

«Они позволяют педагогу, ребенку и его родителям объективно оценить уровень подготовки школьника по конкретному предмету, получить независимую оценку его знаний, увидеть темы, которые успешно освоены, и те, которые вызывают затруднения и сложности», – отметила Елена Зозуля.

В 5-х классах диагностики проводят по иностранному языку, в 7-8-х – по математике и русскому языку.

Еще один предмет для шестиклассников выбирается методом жеребьевки, а для семиклассников таких предметов – два.

В 8-х классах ученики самостоятельно выбирают еще два предмета для диагностики. Учителя рекомендуют остановить выбор на тех предметах, которые они через год планируют сдавать на ОГЭ.

В 4-м классе диагностики по русскому языку, математике и окружающему миру участники выполняют либо на компьютере, либо на бланках. В 9-10-х классах школьники выполняют работы по русскому языку и математике только в компьютерной форме.

Диагностика информационной безопасности

Для учащихся 8–11-х классов во всех школах города проходит диагностика информационной безопасности. Она посвящена вопросам, связанным с безопасным использованием личной информации в интернете, оценке надежности информации, размещенной на сайтах, и другим вопросам этой сферы.

Задания охватывают такие темы, как основные понятия информационной безопасности, персональные данные и особенности их обработки, права и обязанности оператора и пользователя при обработке этих данных, постинг в социальных сетях, общение в мессенджерах, на сайте и по электронной почте, платежные системы, пользование электронными финансовыми средствами и авторское право при использовании материалов в Сети.

Диагностика читательской грамотности

Для всех второклассников МЦКО проводит диагностику читательской грамотности. Работы школьники выполняют на бланках.

Читательская грамотность развивает у школьников базовые умения, которые необходимо формировать уже на начальной ступени среднего образования.

Диагностические работы составлены с учетом возрастных особенностей, накопленных знаний, учебных задач, которые стоят перед второклассниками. Поэтому сама работа станет для всех, кто ее выполняет, своего рода путешествием по миру, понятному и знакомому. Школьникам будут предложены небольшие познавательные тексты о природе и стихи, на основе которых необходимо выполнить задания. Это позволит оценить умение находить в тексте факты, сравнивать их, оценивать содержание текста, выявлять сходства и различия предметов, сопоставлять описание и соответствующее ему изображение. Диагностика нацелена в том числе на то, что, выполняя работу, учащиеся узнают много нового, поймут, как важно и интересно быть грамотным читателем.

Диагностики для учеников предпрофессиональных классов и образовательных вертикалей

Для обеспечения объективной оценки качества образовательных результатов учащихся в школах – участниках проектов предпрофессионального образования и профильного обучения МЦКО также проводит независимые диагностики. Работы школьники выполняют на компьютерах. Объективность проведения диагностик обеспечивается независимыми наблюдателями и независимой от школы проверкой работ учащихся.

Для участников проекта «Инженерный класс в московской школе» диагностики проводятся по предметам в соответствии с направлениями проекта:

  • для учащихся инженерно-технического, космического и авиастроительного направлений – по русскому языку, математике, физике и информатике;
  • для участников инженерно-химического направления и учащихся Курчатовского класса – по русскому языку, математике, физике и химии.

Для участников проекта «Медицинский класс в московской школе» проводятся диагностики по русскому языку, математике, химии и биологии.

Для участников проекта «Психолого-педагогический класс в московской школе» проводятся диагностики по русскому языку, математике, обществознанию и биологии.

Для участников проекта «Предпринимательский класс в московской школе» проводятся диагностики по русскому языку, математике, обществознанию и иностранному языку.

Для участников проекта «ИТ-класс в московской школе» диагностики проводятся по русскому языку, математике, физике и информатике.

Для участников проекта «Медиакласс в московской школе» проводятся диагностики по русскому языку, математике, литературе, обществознанию и иностранному языку.

Для участников проекта «Математическая вертикаль ПЛЮС» проводятся диагностики по русскому языку, математике, вероятности и статистике.

Для участников проекта «Математическая вертикаль» диагностики проводятся по математике углубленного уровня (в 7-х и 8-х классах), математике (в 9-х классах) и по вероятности и статистике (в 9-х классах).

Для участников проекта «ИТ-вертикаль» проводятся диагностики по математике, информатике, физике.

Для участников проекта «Естественно-научная вертикаль» диагностики проводятся по естественно-научной грамотности, биологии, химии и физике.

С примерами заданий диагностических работ можно ознакомиться на сайте Московского центра качества образования Департамента образования и науки, в разделе «Мониторинг и диагностика», где опубликованы демоверсии, а также все необходимые материалы по подготовке и ее проведению.

Проведение подготовительных мероприятий для успешной сдачи школьниками итогового сочинения и государственных экзаменов не только помогает учащимся достигать высоких результатов на испытаниях, но и способствует развитию талантов детей и формированию у них навыков, которые пригодятся им в будущей профессии, и соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube