Качество образования // Тема дня

Как организовать исследовательскую и экспериментальную деятельность на уроках географии и биологии


Как организовать исследовательскую и экспериментальную деятельность на уроках географии и биологии
Фото: skidki-2023.ru

Серию вебинаров, посвященных исследовательской и экспериментальной деятельности учащихся, организуемых Институтом «Эврика», открыл вебинар, который провел кандидат педагогических наук, научный руководитель Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов. Он рассказал о том, как организовать исследовательскую и экспериментальную деятельность на уроках географии и биологии.

Общение со слушателями он начал с вопроса о том, что такое в их понимании исследовательская и экспериментальная деятельность, и чем они отличаются друг от друга. Ответы участников свидетельствовали о том, что они не видят существенных отличий между этими понятиями, считая их почти синонимическими.

На самом деле, как пояснил Алексей Воронцов, исследовательская деятельность – это более широкое понятие, которое подразумевает изучение конкретной темы или проблемы с целью получения новых знаний, выявления фактов или подтверждения гипотезы. Исследование проводится с применением различных методов, в числе которых: сбор, анализ и интерпретации данных, наблюдение, моделирование и, конечно, эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность призвана стать ведущей в подростковой (основной) школе, а эксперимент ее основным методом. Такие дисциплины, как биология и география, представляют собой благодатное поле для экспериментов.

Главными препятствиями на пути внедрения учебно-исследовательской деятельности, по мнению многих, являются Федеральная образовательная программа (ФОП) и классно-урочная система. Алексей Воронцов показал на конкретных примерах, как можно преодолеть эти сдерживающие факторы.

Первый шаг – это пересмотр программы не с точки зрения изменений учебного материала, включенного в ФОП, а изменения способа его «переупаковки»: превращения тем в проблемы, а проблемы – в задачи. Таким образом и Закон «Об образовании в РФ» не нарушается, и выполняются требования ФГОС.

Второй шаг – это иные способы организации уроков за счет построения их по блочно-модульному принципу и работы в малых группах. Вот так может выглядеть рабочая программа по физической географии для 6–7 классов.