Понятно, что словосочетание «ситуация успеха» звучит красиво, ведь все хотят быть успешными. Но здесь можно поразмышлять.
Ситуация успеха нужна всем и каждому, но важно понимать, когда для нее время и место. Если создавать ситуацию успеха для ребенка постоянно, то, во-первых, это какая-то нездоровая тенденция, а во-вторых, снижает её ценность.
Ситуация успеха важна не только для ребенка, но и для взрослого человека. Хорошо бы детей учить этому в школе. Чтобы дети могли, приходя домой, создавать эту ситуацию успеха для взрослых. Потому что для нас, взрослых, это важнее даже, чем для самих детей.
Ситуация успеха – это в любом случае некая поддержка. Дети нуждаются в ней, взрослые – не всякий раз, конечно. Но если учить обращать внимание на то, кому и в какой момент она нужна, научить видеть и чувствовать, и тогда не возникает вопросов в комфортности нахождения рядом.
Когда мы просим детей о чем-то, и они выполняют, сказать «молодец» – не значит создать эту ситуацию успеха.
Когда мы говорим «молодец», мы НАД ними, мы – оценщики. А поблагодарить – «спасибо за работу», «спасибо за понимание» – и даже просто выдать свою эмоцию нагора бывает иногда полезнее, чем сказать «молодец».
Иногда взрослому достаточно промолчать в ответ на проступок ребенка и не проявить свое недовольство – и это уже для него будет ситуация успеха. Она означает «я любим, на меня не сорвались».
Одна девочка недавно меня спросила: «А вы будете на нас кричать?» И я честно ответила: «Может, иногда я и повышу тон голоса, но ты останавливай меня, если тебе будет некомфортно». «Нет, – уточнила она, – кричать на нас за то, что мы что-то не понимаем?» Я говорю: «А зачем кричать, когда вы не понимаете? Надо же помогать!»
Записала Олеся Салунова