Городское образование // Статья

О завышенных требованиях к школьникам и «синдроме отличника»


О завышенных требованиях к школьникам и «синдроме отличника»
Фото: 7peremena.ru

Первое сентября – важный день не только для детей, но и для их родителей. Наступает волнительный период: новые знания, уроки и домашние задания. Среди самых распространенных напутствий детям – «учись на одни пятерки». Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Оксана Корчагина рассказала, как такая безобидная на первый взгляд фраза может привести к не самым радостным последствиям.

Распространенное словосочетание «синдром отличника» – это не столько научный термин, сколько обозначение комплекса различных особенностей развития ребенка, основанного на его внутренних качествах. К ним можно отнести перфекционизм, потребность в одобрении и повышенную тревожность.

Формируется такой синдром постепенно, большое влияние в этом вопросе оказывают значимые взрослые – родители и учителя. Если ребенка хвалят только за отличный результат, вскоре внутренне он будет оценивать себя исключительно через призму «идеально/плохо».

Такая дуальность приводит к тому, что дети становятся более тревожными, им сложно приступить к выполнению любого дела, так как у них – по мнению самих детей – нет права на ошибку. Поэтому часто можно наблюдать, как перед контрольными и самостоятельными работами дети начинают чувствовать себя нехорошо, заболевают.

Завышенные требования негативно сказываются и на самооценке. Ребенок привыкает оценивать себя по шкале, которую ему предложили взрослые: «отлично» или «недостаточно постарался». В таком случае школьник перестает здраво оценивать свое поведение и собственные знания.

Особенно остро проблема развития синдрома отличника стоит в младшей школе, так как маленькие дети склонны чаще воспринимать полученные отметки как оценку личности. В этот период важно помочь ребенку сначала адаптироваться к новым школьным условиям, войти в учебный режим.

Чтобы избежать синдрома отличника стоит придерживаться основных правил:
  • Помните, что в школе учится не родитель, а ребенок – отдельный человек со своими интересами и склонностями. Зачастую нереализованные амбиции родителей не дают им взглянуть на школьника как на другую личность. Пытаясь успеть сделать то, что они не смогли сделать в свои школьные годы, взрослые стараются навязать свое видение будущего. Предоставьте ребенку право совершать необходимые в его возрасте ошибки, пока у него есть поддержка и забота взрослых. Это не смертельно, полученная четверка, тройка, двойка не делает его неуспешным. Она позволяет провести работу с тем, что оказалось сложным, и понять, что все люди не идеальны и могут ошибаться.
  • Вместо погони за оценками стоит объяснить ребенку, для чего ему нужны получаемые знания. Очень сложно воспринимать информацию, которая не несет в себе никакой пользы и значимости. Уже не первое поколение детей спрашивает о том, где им может пригодиться геометрия, фонетический разбор слова, заучивание наизусть стихотворений. Вся семья может устроить совместный мозговой штурм, привести примеры, как знание формулы площади может помочь рассчитать количество обоев для стены. Или сходить на выставку современных научных достижений, чтобы обратить внимание ребенка, для чего нужна наука и где применяют ее законы. Заинтересованность в получении знаний, а не бездумное заучивание параграфов, чтобы порадовать взрослых, – хорошее лекарство от синдрома отличника.
  • Взрослым важно интересоваться не столько отметками, сколько тем, что происходит на уроках, что интересного было на биологии, что ребенок не понял во время урока русского языка, какая тема по истории оказалась самой сложной. Замените вопрос «почему не пять?» на вопрос «как прошел твой день?» Ребенок должен понимать, что семья заинтересована не в его отметках, а в его знаниях и комфорте в школе.

Еще один совет – предложить ребенку другие места социализации помимо школы. Зачастую для детей с синдромом отличника школа – весь мир, потому что именно там они прикладывают максимум усилий, а на остальную жизнь им не остается ни времени, ни желания. Успешным станет человек, который имеет большее количество навыков, а не большее количество пятерок в журнале. Дайте ребенку попробовать себя в другой сфере деятельности, не за учебной партой. Так он не станет оценивать свою личность только через призму отметок в школе.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube