Арт-терапия – важный и многофункциональный инструмент в руках психологов, который помогает развить у детей разные навыки, а также диагностировать имеющиеся проблемы. Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Оксана Корчагина рассказала об особенностях этого метода.
Искусство с давних времен помогало не только запечатлеть окружающий мир через призму собственного опыта, но и пережить сложные эмоции, с которыми мы сталкиваемся в течение жизни. Многие произведения искусства – книги, картины, музыкальные произведения и не только – написаны с желанием авторов раскрыть свой внутренний мир. Для этого не обязательно быть профессиональным художником или музыкантом, творческое начало присутствует у каждого человека. Это можно заметить, обратив внимание на деятельность детей, особенно дошкольного и младшего возраста: как легко у них получается придумывать новых персонажей, истории, в которые они попадают и трудности, которые стараются решить, зачастую основанные на собственном жизненном опыте.
Поэтому арт-терапевтические методики могут служить не только развивающим средством, но и способом диагностики имеющихся эмоциональных трудностей у детей и подростков. Очень часто дети проигрывают те ситуации, с которыми сталкивались в повседневной жизни.
Основной принцип арт-терапии – одобрение творчества ребенка. Очень важно во время совместных занятий создать безоценочную, принимающую атмосферу, не ограничивая полет фантазии у ребенка.
Основное здесь – не результат, а получение удовольствия, творческое взаимодействие.
Исходя из рекомендаций многих психологов и психотерапевтов, начинать арт-терапевтические занятия стоит с детьми пяти- или шестилетнего возраста. К этому этапу ребенок может мыслить символически, то есть создавать образы, имеющие скрытый смысл, объяснять ситуации не напрямую, а через фантазии и примеры.
Арт-терапевтические занятия могут быть как активными, так и пассивными. В процессе активных занятий ребенок непосредственно участвует в создании творений – рисует картину, лепит фигуру, сочиняет рассказ. Пассивная форма заключается в созерцании и обсуждении уже готовых произведений, например обсуждении картины, через образ которой ребенок может осознать собственное эмоциональное состояние или присоединиться к тому состоянию, которым хотел поделиться автор. Можно также выделить смешанный тип арт-терапевтических занятий, где на основе уже готового произведения человек занимается творчеством – придумывает историю после просмотра фильма или рисует персонажей полюбившейся сказки в необычной ситуации.
В процессе творчества развивается эмоциональный интеллект, способность понимать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей, что не менее важно в повседневной жизни, чем интеллектуальное развитие.
Арт-терапия помогает ребенку не подавлять эмоции, а проживать их наиболее экологичным способом. Помимо этого, у ребенка развивается творческое отношение к жизни, что позволяет быстро адаптироваться к незнакомым, а порой и стрессовым ситуациям, которые могут возникнуть у ребенка, например, поступление в школу или появление братьев и сестер.
Существует большое количество видов арт-терапевтических занятий с детьми и взрослыми. К основным относят изотерапию – рисуночную терапию, в которой используются различные техники и материалы, от краски до пластилина. Помимо улучшения восприятия и воображения, такой терапевтический метод позволяет развивать мелкую моторику, координацию, ориентацию в пространстве.
Рисовать можно все, что угодно, – даже каракули на листе в состоянии снять эмоциональное напряжение.
С помощью изобразительного искусства можно показать чувства, которые бывает сложно описать словами. Особенно это касается маленьких детей.
Следующая большая область арт-терапии – библиотерапия. В ней используются различные литературные произведения: существует большое количество сказок и рассказов, направленных на решение конкретной задачи и соотнесенных с определенным возрастом ребенка. Например, существуют сказки для проживания тревоги, работы со стеснительностью, агрессией. Можно придумывать и собственные сказки, что прекрасно помогает проработать в опосредованном виде решение имеющихся затруднений.
Кинезитерапия – арт-терапевтический метод, в основании которого лежат движения. Сюда можно отнести занятия танцами и подвижными играми, то есть движениями, где ребенок мог бы выразить свои чувства и эмоции через пластику. Благодаря кинезитерапии можно снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить ритмику и координацию. Можно выполнять упражнения под музыку, в тишине или под ритмичные удары, например, хлопки. Очень важно в этом занятии не только повторять показанные действия, но и выплескивать собственные эмоции через движения.
Арт-терапия – важная часть развития ребенка, которой стоит уделять внимание. Однако если у ребенка есть сильные эмоциональные переживания, с которыми родителям тяжело справиться, стоит обратиться к специалисту. Записаться на консультацию можно в Городской психолого-педагогический центр столичного Департамента образования и науки.