Качество образования // Тема дня

От инновации до революции: 10 нововведений, которые ждут школу в новом учебном году


От инновации до революции: 10 нововведений, которые ждут школу в новом учебном году
Иллюстрация: wework.com

В своей предыдущей статье директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Викторович Голубицкий рассказал о том, как психологически адаптироваться к переменам в сфере образования. На этот раз он предлагает краткий обзор 10 нововведений, ожидающих школу в наступающем учебном году.

1. Бессрочная аттестация учителей

Согласно приказу Минпросвещения от 24.03.2023 г. №196, квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно.

Во-первых, это выражение большого доверия по отношению к учителю и знаковое событие в Год педагога и наставника. Эта мера даст возможность педагогам продолжать повышение квалификации, не испытывая дамоклова меча аттестации.

Во-вторых, благодаря данному нововведению учителям не придется тратить огромное количество энергии и времени на сбор сведений, заполнение всех этих бесконечных таблиц, давать открытые уроки или записывать видео с них – в общем, все зависело от процедур, установленных в том или ином регионе. Все это вызывало у любого учителя напряжение и отвлекало от его основного дела.

2. Общий тренд на унификацию и стандартизацию

Это прежде всего ФГОСы нового поколения и федеральные рабочие программы по ряду предметов, что вызывает необходимость перестраивать учебный процесс.

Но есть там, конечно, и безусловный плюс – это снижение отчётности. Введение единых программ освободит педагогов от обязанности их написания.

3. Конструктор учебных планов и образовательных программ

Конструктор позволяет достаточно легко создать учебный план, ответив буквально на несколько вопросов. Соответственно система сама формирует пояснительную записку, и в готовом виде учитель получает учебный план, который остается только распечатать. Конечно, автоматизацию рутинных процессов можно только приветствовать.

4. Привлечение детей к трудовой деятельности, не связанной с образовательной программой, без согласия родителей

Это не инновация, это революция. Я бы сказал так: впервые школа наделяется неким преимуществом по отношению к родителям. До этого семьи обладали абсолютным правом на всё, включая выбор школы и программы, по которой ведётся преподавание. Например, нельзя ребёнка, даже если он не справляется с базовой образовательной программой, перевести на адаптированную без согласия родителей. И нельзя провести обследование ребёнка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Нельзя было внести сведения о нем в электронный журнал без согласия родителей.

Все эти запреты так и остаются, и подобных примеров я могу привести немало.

Сложилась парадоксальная ситуация: отвечает за качество образования школа, а получать согласие о каждом своём шаге приходилось у родителей.

И этот правовой разрыв, на мой взгляд, очень мешал развитию школы. Если взаимодействие семьи и школы конструктивное, и они решают все проблемы в диалоге, то эта система работает неплохо. А когда некоторые родители, начитавшись на форумах разных мнений, выступают против всего – от термометрии на входе во время пандемии до внесения персональных данных ребёнка в электронный журнал – это фактически блокирует деятельность школы и снижает эффективность работы учителя в значительной степени. Было бы странно, если бы пациенты постоянно указывали врачам на методы лечения, хотя и в медицине требуется согласие на операцию в ряде случаев. И, в общем, трудовое воспитание без согласия родителей – это достаточно серьёзная революция в отношениях школы и родителей, усиливающая позицию школы.

5. Возвращение серебряных медалей

Это невероятно нужный и важный шаг. В последнее время в образовании появилась очень неприятная тенденция культа перфекционизма.

Мы чествуем стобалльников, золотых медалистов, которые не только отлично учились все эти годы, но ещё и блестяще сдали ЕГЭ. То есть оступиться нельзя нигде, ни на полшага. И ничего, кроме невроза, у детей, у родителей и у самой школы это не вызывает, если честно.

Поэтому я решительно бы приветствовал, как директор, как учитель, как отец отход от этого принципа, позволяющий немножко ошибиться, не дойти пару шагов до самой высокой вершины. Когда тебя наделяют таким правом, ты не боишься пробовать что-то новое в учебной деятельности. То же самое можно отнести к предложению министра просвещения Сергея Кравцова поддержать тех выпускников, которые набрали 95 баллов и больше на ЕГЭ. Не 100 баллов, а чуть меньше. Даже если ты где-то допустил помарку, ошибку, на этом жизнь не заканчивается и не заканчивается твой успех в этой жизни. Это крайне важная инновация, которую следует особо отметить.

6. Единые учебники

Сбылась мечта того человека, который хотел, чтобы и во Владивостоке, и в Калининграде дружно, хором, с небольшой задержкой на часовой пояс дети перелистывали учебники. В чём положительная сторона этого неоднозначного решения? Она лежит в том числе в плоскости экономики. До этого решения постоянно менялся, перетряхивался, переписывался Федеральный перечень. Учебники входили и выпадали, входили и выпадали из него вновь. И директору школы приходилось почти ежегодно пересматривать библиотеку своей школы и тратить невероятные финансовые ресурсы на соответствие этому очень изменчивому перечню, имевшему достаточно сомнительную репутацию.

Введение единого учебника решает эту проблему, стабилизирует систему, а нам остаётся просто надеяться, что авторы тех учебников, которые будут включены в этот перечень, ответственно отнесутся к своим обязанностям и станут постоянно совершенствовать учебники, что приведет их к улучшению, а не деградации в условиях отсутствия конкуренции.

7. Профориентационный минимум

Очень важный документ, который позволит на другом уровне подходить к поддержке детей в выборе их жизненного пути, повышает ответственность школы, описывает и даёт новые инструменты для этого.

8. Единый календарный график

Он включен в ФОПы, см. ссылки к пункту 2 этой статьи. Пока за школами остается право выбора – учиться по четвертям или триместрам. Есть у этого решения, конечно, и свои сложности. Например, я знаю школы, которые устраивали каникулы буквально в середине октября, идя навстречу детям со слабым здоровьем, но они смогут работать по триместрам, а все остальные будут придерживаться деления учебного года на четверти. И, кстати, то, что учебный год теперь будет заканчиваться не 30-го, а 26 мая, тоже очень хорошая идея. Потому что, конечно, все эти последние числа мая в разгар ЕГЭ, когда учащиеся 6–7-х классов должны были приходить в школу, были крайне неэффективным времяпрепровождением.

9. Переход с иностранных программ и мессенджеров, платформ на отечественные продукты «Сферум» и «Моя школа»

У меня сохраняется оптимизм, что разработчики этих платформ продолжат работу над их совершенствованием, и новые электронные ресурсы станут нормальной, достойной заменой импортным, а педагогам удастся реализовать свой потенциал с помощью новых дистанционных технологий. Нашим отечественным программистам есть над чем работать.

Тем не менее переход на некоторую единую, защищённую от внешнего вторжения платформу создаст условия для более спокойной и уверенной работы учителя. Потому что во время дистанционного обучения в 2020–21 годах предпринимались различные несанкционированные подключения посторонних людей к Zoom, что отрицательно влияло на учебный процесс.

10. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» теперь получил новое название – «Основы безопасности и защиты Родины»

Система образования не может не отреагировать на изменившиеся геополитические условия. Это будет переформатирование содержания курса ОБЖ с включением в него основ медицинских знаний и оказания первой помощи. Этот блок чрезвычайно полезен и может не раз пригодиться в жизни. Это важная и нужная часть нашей жизни и нашей новой реальности.

Вот таков краткий обзор ожидающих школу инноваций. В следующих статьях я более подробно остановлюсь на некоторых из них и расскажу, как снивелировать недостатки и острые углы одних нововведений и наиболее продуктивно воплотить в жизнь самые лучшие идеи.

И, вступая в новый учебный год, не забывайте мудрое изречение: «Дай мне, Боже, терпение принять то, что я не могу изменить, силы изменить то, что возможно, и мудрость отличить одно от другого».

Материалы Алексея Голубицкого читайте здесь

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube