Городское образование // Статья

​Как поддержать ребенка при смене школы или класса

Рассказывает московский педагог-психолог Варвара Лаврентьева.

​Как поддержать ребенка при смене школы или класса
Фото: seminary-treningi.ru

Смену школы ребенком некоторые родители воспринимают с опаской и тревогой: как он будет чувствовать себя в новом коллективе? Отразится ли это на его успеваемости? Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Варвара Лаврентьева рассказала, на какие возможности необходимо обратить внимание родителям, чтобы поддержать ребенка при смене школы.

Нарисуйте разные варианты будущего

Причин у смены школы может быть много: переезд, выбор другого профиля обучения, рекомендации знакомых. Если непонятно, чего ждать от перемен, можно предложить ребенку психологический прием «Прекрасное ужасное будущее». Суть его состоит в том, чтобы вообразить два максимально противоположных варианта развития событий. Чем более гротескными, неправдоподобными, даже смешными будут эти два варианта, тем лучше.

Вначале попросите ребенка придумать самый ужасный вариант будущего. Например, он заходит в школу 1 сентября, и тут же все с криками разбегаются в разные стороны. Во все стороны летят букеты цветов, новенькие портфели, из них выпадают учебники, тетради и ручки. Вокруг царит полный хаос и кавардак.

А затем попросите представить прекрасное будущее: ученики выстроились на торжественной линейке, и тут по громкоговорителю объявляют, что в школе появился новый ученик. Начинает играть оркестр, откуда-то появляется красная ковровая дорожка, и известный блогер, приглашенный специально по этому случаю, выходит, чтобы провести с новым учеником прямой эфир.

После того, как родители вместе с ребенком представили оба варианта, важно объяснить ему, что и «ужасное», и «прекрасное» – это два крайних полюса, которые вряд ли воплотятся в реальной жизни.

Настоящее развитие событий будет где-то посередине. Такой психологический прием хорошо снижает градус ожиданий, помогает включить чувство юмора, представить свои опасения и сфокусироваться на благоприятных сценариях.

Поддерживайте контакт с классным руководителем

Многим родителям кажется, что смена школы повлияет на учебные достижения ребенка. Во-первых, для уверенности в своих знаниях ученик может пройти независимую диагностику Московского центра качества образования. Во-вторых, с помощью классного руководителя можно получить больше информации об учебных программах и требованиях учителей. Родители могут договориться о том, что классный руководитель будет поддерживать контакт с семьей, сообщая об изменениях в успеваемости, а также поможет ребенку наладить контакт с новыми учителями, если ему потребуется такая помощь.

Взрослым необходимо помнить, что на адаптацию к новым условиям нужно определенное время, не зря даже после приема на работу устанавливают испытательный срок до трех месяцев.

Как раз за это время и происходит успешная адаптация к изменившимся условиям. Потому в этот период важно быть в контакте с классным руководителем, интересоваться у ребенка школьными новостями и, если это необходимо, обращаться за помощью к школьным специалистам – педагогу-психологу, социальному педагогу.

Интересуйтесь классными активностями

Далеко не всегда в классе появляется только один новый ученик. Часто классы меняют состав при переходе из начальной школы в среднюю (пятый класс), на этапе предпрофильного обучения (седьмой класс), после окончания девятого класса. На это время в школах выстроено сопровождение адаптационного периода, а значит, в классах педагоги-психологи и классные руководители проводят специальные мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Родителям важно поддерживать активность ребенка в различных школьных внеурочных делах. Спланируйте время таким образом, чтобы ребенок мог присутствовать на классных часах, участвовать вместе со своим классом в экскурсиях, выполнять посильные поручения, посещать кружки и секции по интересам в школе.

А если ребенку не хватает навыков, чтобы легко налаживать новые контакты, можно записать его в подростковый клуб в территориальном отделении Городского психолого-педагогического центра, где опытные психологи помогут овладеть необходимыми для общения умениями.

Настройтесь на позитивный сценарий

Если в прошлом коллективе отношения с одноклассниками у ребенка по каким-то причинам не складывались, важно обсудить с ним, что на новом месте все можно сделать по-другому и не стоит ждать повторов негативного сценария. Стоит настроить себя на позитив, подумать о том, что можно было бы изменить и улучшить, и воплотить эти изменения в жизнь.

При необходимости можно обратиться к школьному психологу, чтобы обсудить прошлый опыт и смело двигаться вперед. Однако может быть и обратная ситуация. Например, в старой школе остаются лучшие друзья, по которым ребенок тоскует.

Поддерживать связь с ними можно в социальных сетях и на встречах в свободное время. Чтобы у ребенка был позитивный пример и надежда на то, что общение удастся сохранить, вспомните свои личные истории о том, как вам удавалось поддерживать общение с друзьями, даже если вы находились на расстоянии друг от друга.

Если по каким-то причинам адаптация ребенка проходит тяжело, и родители не в состоянии самостоятельно поддержать ученика, они могут обратиться за консультацией в Городской психолого-педагогический центр Москвы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube