Образовательная политика // Статья

«Через принудительное воспитание не научишь любить свой труд»


«Через принудительное воспитание не научишь любить свой труд»

Вчера Комитет по просвещению отклонил поправки, внесенные фракцией «Новые люди» к законопроекту о трудовом воспитании, согласно которой школьники будут трудиться только на основе самостоятельного выбора из перечня общественно-полезного труда, а не по приказу школы.

Автор поправки к законопроекту о трудовом воспитании, член Комитета по просвещению Анна Скрозникова объяснила, почему школьники должны иметь возможность самостоятельного выбора из представленного Перечня общественно-полезного труда.

Во-первых, в соответствии с ч.4 ст.34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школьники уже имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом.

То есть участие в таких мероприятиях является правом, а не обязанностью.

В продолжение этой части статьи 34 закона 273-ФЗ она предлагала включить следующее предложение: «Привлечение обучающихся к общественно-полезному труду осуществляется на основе выбора обучающимися мероприятий из Перечня общественно-полезного труда, предусмотренного образовательной программой».

Анна Скрозникова считает, что сейчас в Программе воспитания указаны только направления и модули, но нет общепризнанных единых формулировок, какие именно мероприятия должны быть отнесены к общественно-полезному труду.

«Школы, каждая на свое усмотрение, вынуждены заниматься формированием такого перечня (списка), который будет направлен на трудовое воспитание школьников. Хотя можно было бы на основе широкого обсуждения с участием учителей, родителей и ученых сформировать избыточный перечень направлений общественно-полезного труда, включив их в Программу воспитания на федеральном уровне», – считает она.

В начале учебного года можно было бы предложить школьникам выбрать из сформированного Перечня общественно-полезного труда те направления, которые для них были бы интересны и полезны. А потом классный руководитель мог бы организовать мероприятия с учетом мнения детей. Это вовсе не означает, что учитель будет разрываться, одновременно организуя мероприятия общественно-полезного труда, или право выбора не будет способствовать развитию коллективизма у детей, как говорили отдельные члены комитета, отклоняя поправку.

«Родители и дети вправе самостоятельно выбирать, на что тратить свое время, – считает Скрозникова. – Оно как раз в дефиците. А через принудительное воспитание не научишь любить свой труд. Мы получим обратный эффект. Родители будут писать объяснительные записки, почему ребенок не пришел на субботник».

По мнению автора поправки, важно определиться, на каком уровне и кто будет утверждать данный Перечень, который может отличаться для сельских и городских школ, для общеобразовательных и коррекционных школ, для школьников начальной, основной или средней школы и так далее.

Напомним, что 28 июня 2023 года Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона № 365972-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации”» в части трудового воспитания обучающихся.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube