Психология заботы // Статья

Открылся 17-й Санкт-Петербургский саммит психологов


Открылся 17-й Санкт-Петербургский саммит психологов
Фото: psy.su

4 июня состоялось торжественное открытие 17-го Санкт-Петербургского саммита психологов.

«Мы начинаем 17-й Саммит психологов… Первые полтора десятилетия это была добрая, светлая, радостная традиция. А сегодня можно сказать, что Саммит психологов стал острой необходимостью. … Мы всегда старались создать пространство, где есть возможность откликнуться на самые тревожащие переживания сообщества. Лавина событий в стране и мире стала вызовом профессиональному сообществу. И психологам, чтобы справляться с миссией, продолжать служить обществу, нужны новые источники силы, новые смыслы… Будем надеяться, что нам удастся их отыскать», – так приветствовала участников Саммита главный редактор «Психологической газеты» Анна Сергеевна Губанова.

Саммит начался церемонией награждения победителей и лауреатов XXIV Национального конкурса «Золотая Психея». Статуэтку «Золотая Психея» получили Михаил Михайлович Решетников, Владимир Самуилович Собкин, Елена Евгеньевна Сапогова, Николай Викторович Дворянчиков, Варвара Васильевна Делибалт, Елена Георгиевна Дозорцева, Алексей Иванович Аверьянов, Александр Григорьевич Асмолов, Александр Александрович Демидов и Людмила Николаевна Собчик. Подробнее о победителях и лауреатах конкурса, а также фотографии с церемонии – в публикации «Психологической газеты».

Панельную дискуссию «Врачевание ран и поиски трансвитального смысла» открыл Александр Григорьевич Асмолов, профессор, доктор психологических наук, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Он выступил модератором первой части дискуссии, а также представил доклад «Ментальные войны в оптике психоистории: архетип “вручение себя” и архетип “договора”».

«Чтобы понять новые времена, чтобы в них погрузиться, как никогда надо понять, что стоит за конфликтами, травмами нашего времени. Когда мы оказываемся, будучи профессионалами, людьми, которые утратили дар взаимопонимания… Поэтому я обращаюсь к попытке, как сказал бы Спиноза, не плакать, не смеяться, а понимать… Понимать, почему происходят странные вещи, понимать, совместимы ли гений и злодейство, понимать, насколько наши нравственные ценностные установки связаны с когнитивным миром… Через оптику психоистории я хотел бы взглянуть, как между собой общаются закрытое сознание и открытое сознание, закрытые и открытые общества, как говорил Карл Поппер», – начал свое выступление А.Г. Асмолов и обратился к работе Ю.М. Лотмана «“Договор” и “вручение себя” как архетипические модели культуры».

В своем докладе А.Г. Асмолов рассуждал о моноцелевых моделях истории: «Мономодель всегда связана с конструированием кризиса. В кризис возникает в контексте архетипа вручения себя фанатичное, закрытое сознание, мир становится черно-белым, мы все время ищем врагов, все время идем на упрощение, мы оказываемся пленниками триады “фундаментализм – фанатизм – терроризм”…»

А.Г. Асмолов выделил двоемыслие как индикатор архетипа «вручения себя» и привлекательность тоталитаризма как выигрышной стратегии в рамках этого архетипа, а также возникновение стратегии алармизма.

А.Г. Асмолов перечислил характеристики «открытого сознания»: полимотивация, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, готовность к риску, открытость себе и другим, критическое мышление, диалогизм.

Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев представил доклад «Изменение как вызов».

«Сейчас много разговоров о том, что мир в последние годы радикально меняется, становится совершенно другим... Другие люди говорят, что нет, по большому счету, ничего не меняется, все то же самое, а то, что сейчас происходит, и как следствие ковида, и в плане геополитических событий последних полутора лет, в каком-то смысле заострение того, что было и до этого…» – рассказал Дмитрий Алексеевич.

«Психология сравнительно недавно и с большим трудом начала подбираться к проблеме изменения…» – отметил Д.А. Леонтьев. По его словам, психология XX века была сфокусирована на проблеме устойчивости, психология XXI века – сосредоточена на проблеме изменений как абсолюта.

Д.А. Леонтьев обозначил виды и контексты изменений:
  • естественные изменения как частный случай развития;
  • вынужденные изменения как механизм адаптации;
  • выбранные изменения как частный случай целенаправленной деятельности;
  • непредсказуемые изменения в ходе движения по пути.

«Изменение – это вызов, от которого легче уклониться, чем принять его. И тем не менее, принятие этого вызова, вложенные усилия и работа переживания приносят много ценного для дальнейшей жизни. Чтобы изменить себя, надо что-то изменить в мире. В процессе изменения мира невозможно самому не измениться. Многие пытаются это сделать – изменить что-то в мире, а самим не меняться. Но безнадежно», – отметил Д.А. Леонтьев.

В онлайн-формате представил свой доклад «Я есмь» Вадим Артурович Петровский, профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Признать меня существующим – значит признать мир, данный лично мне в созерцание. Поэтому я буду настойчиво побуждать людей видеть то, что вижу я. Так бывает, когда мы расходимся в наших политических убеждениях и пристрастиях… За травмами взаимонепонимания – мы говорили об этом на прошлом Саммите – часто скрывается не столько расхождение в ценностях, сколько отрицание той картины реальности, которая иным образом открывается кому-то другому. И тут Декарт, только наоборот: ты мыслишь иначе, следовательно ты не существуешь», – рассказал В.А. Петровский.

Тимофей Александрович Нестик, доктор психологических наук, профессор Российской академии наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, представил доклад «Индивидуальная и коллективная временная перспектива в условиях кризиса: от поляризации к совместному будущему».

«Напоминание о негативных последствиях пандемии одновременно мобилизует личностные ресурсы и запускает защитные механизмы. С одной стороны, растет оценка осмысленности своей жизни во время пандемии, уверенность в своих силах, сопереживание, лояльность своей группе. С другой стороны, снижается ориентация на учет долгосрочных последствий, возрастает приверженность вере в конспирологические теории, снижается доверие к людям», – поделился результатами исследований Т.А. Нестик.

Тимофей Александрович перечислил эффекты переживаний внешних угроз в 2022 году, в частности военных угроз: эффект «сплочения вокруг флага», рост авторитарных установок, сдвиг к консервативным ценностям, формирование образа врага, защита позитивной идентичности, запуск механизмов отчуждения моральной ответственности.

Т.А. Нестик привел данные лонгитюдного исследования, согласно которым уровень субъективного счастья у россиян снизился, но оптимизм в отношении будущего страны статистически значимо вырос.

Декан факультета психологии Российского православного университета св. Иоанна Богослова, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Борис Сергеевич Братусь выступил с докладом «Отношение к смерти как маркер развития личности».

«…XX век со второй половины начал приписывать новые слова и термины для обозначения начала. Например, травма… Семантика давно сместилась с медицинского аспекта и стала атрибутикой психологии. Мы незаметно стали править бал, учить людей жить, определять антропологию настоящего и будущего», – отметил Борис Сергеевич.

Б.С. Братусь процитировал слова Жака Дерриды: «Вначале были руины…», возражая им: «Руины не могут быть вначале, они следствие разрушения чего-то предшествующего. Да, мир очевидно лежит во зле и руинах. Но мир не есть зло и руины. И травма не есть начало, а нарушение, порушение начала».

В завершение первой части панельной дискуссии Александр Григорьевич Асмолов как заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Санкт-Петербургского университета, доктор психологических наук, профессор Светлана Николаевна Костромина объявили о проведении конференции по психологии личности в конце 2023 года, посвященной 25-летию кафедры психологии личности МГУ, и о планах по созданию Ассоциации кафедр психологии личности. О поддержке инициативы, в том числе информационной поддержке, со стороны «Психологической газеты» рассказала главный редактор издания Анна Сергеевна Губанова. «Приглашаем на создание созвездия кафедр психологии личности!» – подчеркнул А.Г. Асмолов.

Вторая часть панельной дискуссии началась докладом «Гибкие опоры. Эффективный антикризисный инструментарий» Константина Витальевича Павлова, кандидата медицинских наук, сертифицированного специалиста по консультированию организаций и организационному развитию (International Organizations & Systems Development – IX), члена правления INTAGIO – Международной ассоциации по организационному развитию в гештальт-подходе, директора Восточно-Европейского гештальт института, выступившего также в роли модератора этой части встречи.

К.В. Павлов обратился к теме с позиций гештальтистского мировоззрения: «Кажущееся очевидным событие само по себе не имеет смысла. Смысл придает каждый участник события. Основанием для взаимодействия с событием является история жизни, опыт, культура субъекта, который порождает смысл».

Константин Витальевич подробно рассказал об опорах, которые могут быть использованы в кризисной ситуации, среди которых: опора на смыслы, на ценности, на систему отношений, на ясное видение и опора на тело.

«Все предлагаемые мной гибкие опоры – трудные, потому что каждая потребует работы… Люди хотят быстрых решений. Я же верю в решения, которые стоят. Которые требуют дисциплины, культуры и труда для своей реализации, как минимум, фокусировки на происходящих событиях», – подчеркнул К.В. Павлов.

Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, доктор психологических наук Тахир Юсупович Базаров выступил с докладом «Психологика готовности к грядущему: восхождение к архаике».

Т.Ю. Базаров обратился к теореме Томаса о самореализующемся пророчестве: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям». «Если человек испытывает отрицательные эмоции: тревогу, обиду, но одновременно некое любопытство, интерес, словом, если его отношение к ситуации несколько амбивалентно, то это хороший прогноз на то, что человек будет преодолевать, а не избегать ситуации. Любопытство – лучшее лекарство от страха», – подчеркнул Тахир Юсупович.

«Как верно отметил А.Г. Асмолов, первый дефицит, который пронизывает все наше поведение, – дефицит смыслов. Я бы к этим словам добавил, что ситуация может усугубиться, если мы столкнемся с дефицитом красоты, лишимся способности любить прекрасное, перестанем понимать, что означают слова Г. Сковороды: “Душа – это то, что делает траву травой, дерево деревом, человека человеком. Без души трава – сено, дерево – дрова, человек – труп”», – отметил Т.Ю. Базаров.

«Когда мы говорим о счастье – здесь я с Д.А. Леонтьевым во внутренней полемике нахожусь, дружеской, конечно… – отметил Тахир Юсупович. – Он говорит, счастье – обнуление мотивации. Я говорю: счастье – обновление мотивации. Научиться обновлять её каждый раз и двигаться в сторону благоденствия, которое есть цель, в отличие от благополучия, которое является средством…»

Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук Елена Евгеньевна Сапогова представила доклад «Прекарность: современная метапатология или новая экзистенциальная перспектива развития человека?».

«Прекарность может быть понята как специфичная для текущего времени метапатология – массовое нарушение личностного развития, возникающая как депривация ценностей бытия, – рассказала Е.Е. Сапогова. – По сути, речь идет о неоптимальных вариантах личностного развития, получающих широкое распространение из-за невозможности / неспособности реализовать те ценности, которые бы организовывали, структурировали и наполняли смыслом конкретную жизнь».

«Живущее в прекарных условиях поколение постепенно отказывается от необходимости рассматривать свое индивидуальное существование как исключительно собственную жизненную задачу», – подчеркнула Елена Евгеньевна. Вместе с тем, Е.Е. Сапогова отметила целесообразность прекарности в условиях неопределенности и появление своеобразного экзистенциального потенциала.

Третью часть панельной дискуссии начал её модератор Михаил Михайлович Решетников, профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, представив доклад «Внеполитический анализ межнациональных отношений».

М.М. Решетников рассказал об отличиях психических травм, «нанесенных враждебной группой, как бывает в случаях межнациональных конфликтов, терактов и войн», от травм, возникших в результате экологической или техногенной катастрофы. «В этих случаях начинают действовать качественно иные психологические механизмы, наиболее существенными из которых являются проекция и проективная идентификация. Что в целом характерно для клинической паранойи. В наиболее примитивном виде этот психологический феномен выражается формулой: это не я ненавижу и преследую X, это он ненавидит и преследует меня», – пояснил Михаил Михайлович.

«Избранная травма – это не только память о своих отцах и дедах, но и строго детерминированная оценка любых событий, с четко определенной точки зрения. Проще говоря, разделение всех людей на наших и не наших… – рассказал М.М. Решетников. – Если чьи-то предки подверглись массовой травме, она обязательно должна быть отреагирована. Варианты отреагирования могут быть различными: от оплакивания своих героев и павших до разных вариантов индивидуальной или коллективной мести, в ряде случаев возведенной в ранг государственной политики».

Заведующий кафедрой психологической помощи и ресоциализации факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Мадрудин Шамсудинович Магомед-Эминов выступил с докладом «Прямая и оборотная стороны травмы: человек между смыслом жизни и смыслом смерти».

«Когда человек оказывается в ситуации перехода из повседневной в неповседневную ситуацию, он оказывается в двух вариантах жизни. Он возвращается, мы имеем дело с уцелевшим, сталкиваемся с трансформацией смысловой структуры и имеем дело с травмой: ПТСР, комплексный ПТСР и другие… Но когда он не возвращается, мы имеем дело с метапсихологией утраты», – обозначил направления тематики доклада М.Ш. Магомед-Эминов.

«Травма не только ранит тело – физическое, психическое, социальное, культурное, – вызывая к врачеванию твердыми или текучими, гибкими инструментами, травма ставит человек в ситуацию предельного опыта, который открывается с разных экзистенциальных позиций в зависимости от проприативной работы человека: расстройство – стойкость – духовный рост или расстройство – страдание, адаптация – развитие, духовный рост – трансгрессия», – рассказал Мадрудин Шамсудинович.

Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, президент Международной ассоциации «Позитивная динамическая психотерапия», вице-президент СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», член Центрального совета, председатель Комитета по этике и защите профессиональных прав Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, представил доклад «Поиск и формулирование трансвитальных смыслов как определяющий признак Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии».

В.Ю. Слабинский отметил, что его доклад посвящен 130-летию со дня рождения В.Н. Мясищева. Владимир Юрьевич обозначил системообразующие признаки Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, среди которых: научность и доказательность, самобытность, позитивный подход, психология отношений, поиск и формулирование трансвитальных смыслов. Последний аспект в ходе своего доклада В.Ю. Слабинский проиллюстрировал высказываниями В.М. Бехтерева, В.Ф. Чижа, С.Л. Франка, А.Ф. Лазурского, А.И. Яроцкого и В.Н. Мясищева.

В панельной дискуссии также приняла участие профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор психологических наук Лилия Раифовна Фахрутдинова. Л.Р. Фахрутдинова поделилась опытом участия в психологической подготовке военнослужащих во время мобилизации и в работе с семьями мобилизованных.

В рамках первого дня Саммита психологов лекцию «Базовые эмоции: страх, интерес и любовь – и когнитивные пределы» прочитал Сергей Борисович Переслегин, психоисторик, футуролог, методолог, физик, социолог, культуролог, военный историк, исследователь и теоретик фантастики, публицист, критик, писатель, руководитель теоретического отдела группы «Конструирование Будущего», эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад», президент Общественной организации работников науки и культуры «Энциклопедия».

«Возможность узнать, как к вашей области относятся люди, никогда не занимавшиеся психологией, но которым приходится этой темы касаться в своих исследованиях. Если хотите, это взгляд прогностика на эмоции, – такими словами С.Б. Переслегин предварил содержательную часть своей лекции. – В рамках прогностики мы видим в качестве базовых только три эмоции: страх, интерес и любовь».

С.Б. Переслегин перечислил основные страхи и ужасы, с которыми приходится сталкиваться с точки зрения исследователя: ужас пустоты или нехватки чего-либо, ужас избытка, ужас инаковости или несоответствия чего-то представлениям, ужас утраты границы, ужас перехода границы, ужас собственной ограниченности, ужас утраты оснований, ужас иного основания, ужас обесценивания оснований.

Финалом встречи в конференц-зале отеля «Санкт-Петербург» стал розыгрыш подарков среди участников Саммита. Директор Института практической психологии «Иматон» Ольга Ивановна Муляр вручила победителю методику «Архетипический арт-конструктор. Работа с глубинным личностным ресурсом». Директор научно-производственного предприятия «Иматон». Профессиональный психологический инструментарий» Александр Валерьевич Карпов подарил новую методику «Истории о чувствах. Технология развития эмоционального интеллекта у детей».

Первый день 17-го Саммита психологов завершился теплоходной прогулкой по Неве, на которую отправились участники Саммита, победители Национального конкурса «Золотая Психея» и члены Большого жюри.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube