Дети // Тема дня

Марьяна Безруких: «Мы уже не сможем запретить и исключить гаджеты из жизни наших детей»


Марьяна Безруких: «Мы уже не сможем запретить и исключить гаджеты из жизни наших детей»
Фото: dzen.ru

Поколение современных детей не случайно называют «цифровыми аборигенами» – учеными доказано, что у многих из них знакомство с гаджетами начинается чуть ли не с первого года жизни. О рисках и преимуществах цифровизации рассказывает в интервью «Вестям образования» академик РАО Марьяна Безруких.

– В Институте возрастной физиологии РАО на протяжении нескольких лет проводились исследования, посвященные использованию детьми электронных устройств и цифрового чтения. Расскажите, пожалуйста, о результатах. Что вас удивило, а что оказалось ожидаемым?

– Последние годы я и мои коллеги действительно занимались этой проблемой в разных аспектах. Первое направление исследований – это изучение использования электронных устройств (ЭУ) детьми в дошкольном возрасте. Еще несколько лет тому назад никому и в голову не пришло бы анализировать, используют ли гаджеты годовалые дети, но сегодня это реальность, о которой нужно не говорить, а громко кричать. Наши исследования 2019-2022 годов (более 6,5 тысяч родителей в разных регионах России) показали резкое снижение возраста и увеличение количества детей, использующих гаджеты. Так, если в 2019 году среди детей до года и в год, «использующих» гаджеты (телефоны, планшеты), было соответственно 1,9% и 4,3%, то в 2022 году – 3,6% и 7,9%. Еще более тревожные цифры среди детей двух и трех лет – соответственно 10,6% и 22,3% в 2019-м и 35,5% и 50,4 % – в 2022-м.

Фактически все дети в трехлетнем возрасте теперь имеют опыт применения гаджетов, при этом более 40% делают это ежедневно и используют гаджет не рекомендованные 15 минут, а от 30 минут до 1,5 часов. Это и было самым большим удивлением.

При этом психологи и педиатры настоятельно советуют исключить или ограничить использование гаджетов детьми до трех лет, соблюдать все гигиенические требования и жестко контролировать контент до 10–12 лет.

Второе направление – изучение особенностей цифрового чтения (чтение с экрана ЭУ), которое стало доминирующим видом учебной деятельности у детей. Мы вели эти исследования больше 15 лет и наблюдали, как меняются механизмы цифрового чтения с ростом опыта работы на ЭУ.

На начальных этапах формирования навыка цифрового чтения мы выделяем все проблемы этого процесса в традиционном формате (чтение печатной литературы), а у подростков 14–15 лет все зависит от степени сформированности навыка и опыта чтения. Данные наших исследований и результаты других ученых свидетельствуют о том, что цифровое чтение не является более утомительным и не снижает качество восприятия текста, если навык чтения сформирован.

– Насколько, по вашему мнению, целесообразно введение цифрового письма с первого класса вместо традиционного?

– Двадцатилетний спор «ручка или клавиатура», кажется, потерял свою актуальность, так как все большую популярность приобретают компьютерные ручки, которыми можно писать на экране ЭУ, сочетая преимущества рукописного и клавиатурного письма.

Многочисленные исследования показали, что рукописное письмо (особенно на начальном этапе обучения) имеет свои преимущества при запоминании букв, слов, осознании и воспроизведении материала. Однако оно более утомительное, более медленное, рукописный текст на бумаге сложнее хранить, править, воспроизводить и тому подобное.

Цифровая ручка снимает все эти ограничения и позволяет использовать преимущества цифрового и рукописного письма. Думаю, что будущее – за цифровой ручкой.

– Можно ли использовать на уроках смартфон в учебных целях?

– Использование смартфонов в учебной деятельности не рекомендуется СанПиНами, однако мы не можем исключить их применение в ситуациях, когда школьные классы не оборудованы современными компьютерами, особенно в основной и старшей школе. Понятно, что речь не идет об онлайн-уроках.

В то же время практика применения смартфона для просмотра коротких 5–20-секундных видеороликов, прослушивания музыкальных произведений, подкастов, коротких текстов, использование онлайн- словарей, тестирования становится все более распространенной. Но если мы хотим применять смартфон как эффективное мобильное устройство, вовлекающее в обучение, а не отвлекающее от него, нам потребуется перестроить прежде всего педагогические методики и разработать технологические варианты использования смартфона без вреда для здоровья детей.

– Считаете ли вы актуальными и разумными СанПиНы по ограничению времени работы школьников на компьютерах? Или действующие нормы следует пересмотреть в сторону большей либерализации?

– На этот вопрос невозможно ответить без проведения серьезных и многоплановых исследований. Современные электронные устройства постоянно меняются, становятся более эргономичными, эффективными, безопасными. Изменяются задачи, методы и технологии применения этих устройств в учебном процессе.

Именно от этих факторов в большой степени зависит время безопасной (без вреда для здоровья) работы с электронными устройствами. Однако за последние 10 лет подобные исследования в нашей стране не проводились.

– Как регламентировать время использования гаджетов в домашних условиях? Важен ли в этом случае пример родителей в том смысле, что сами они не вылезают из телефонов, а от детей требуют обратного?

– Если трехлетний ребенок пользуется гаджетом по полтора часа в день, годам к 10 оторвать его от этой «игрушки» будет практически невозможно. Поэтому стоит с первого раза (и лучше, если этот первый раз будет не в год, а в три-четыре года) не использовать гаджет для того, чтобы развлечь и успокоить ребенка, особенно во время еды, и обязательно ограничивать время.

Для дошкольников рекомендуемое время непрерывного использования гаджетов составляет 20–30 минут, при этом контент необходимо контролировать. Для младших школьников это время увеличивается от 30 минут до 1 часа, но контент также контролируется родителями.

В основной и старшей школе содержание выбирают сами подростки, но не стоит пренебрегать программами ограничения вредоносного контента и интересоваться, чем занимается ребенок, сидя с планшетом или смартфоном в руках.

Пример родителей в этом случае имеет решающее значение и не только как образец для подражания – специальные исследования показали зависимость когнитивного развития детей дошкольного возраста от времени, которое их родители проводят погруженными в гаджеты.

Так, по данным наших исследований, чем больше времени родители используют гаджеты, тем хуже развита речь ребенка четырех-пяти лет.

И наоборот, чем больше живого общения, такого как чтение книг, совместные прогулки, походы в театры и музеи, игры, спорт, тем успешнее происходит интеллектуальное развитие детей.

– Общий вывод: каковы преимущества и риски информатизации?

– Мы много говорим о рисках и гораздо меньше – о преимуществах, а есть и то и другое. И самое главное – минусов можно избежать, а плюсы использовать, понимая, что мы уже не сможем запретить и исключить гаджеты из жизни наших детей.

При рациональном и разумном использовании гаджетов, выборе и контроле контента, адекватном поведении окружающих, возможностях для реализации разносторонних интересов ребенка и внимании взрослых у детей просто не будет потребности проводить все свое время в гаджете. Разумеется, остаются высокими риски компьютерной зависимости, негативного влияния жестоких игр, кибербуллинга, но следование простым правилам гигиены и навыкам рационального использования ЭУ позволяет минимизировать все перечисленные опасности.

Остаются значимыми и риски для социально незащищенных детей, которые особенно уязвимы в виртуальном пространстве (им не уделяют внимания, у них ограничены возможности для удовлетворения различных интересов и потребностей), и поэтому одна из задач информатизации образования – повышение цифровой грамотности детей, начиная с дошкольного возраста.

При умелом использовании и выборе адекватного контента гаджет расширяет возможности обучения и развития, дает положительные эмоции, позволяет увидеть, услышать, рассмотреть то, чего нет рядом, расширить кругозор, получить ответы на самые удивительные вопросы.

Для подростков это не только возможность получения новых знаний, поиска информации, но и коммуникация, и самовыражение.

Думаю, в самые ближайшие годы нас ждет много интересного и неожиданного, связанного с использованием искусственного интеллекта.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube