23 мая в Московском центре качества образования состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагоги года Москвы».
Награды победителям вручили: Заместители руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александр Тверской и Антон Молев; директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая; президент РУДН, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, руководитель жюри конкурса «Педагоги года Москвы» Владимир Филиппов и другие видные представители российского и столичного образования.
Для гостей церемонии прозвучали музыкальные номера, на сцене выступил детский музыкальный театр «Домисолька». Победители, призеры получили памятные призы от партнеров конкурса. Поздравила финалистов директор дивизиона «Столица» издательства «Просвещение» Марина Крутова: «Этот конкурс является важным событием для всего московского образовательного сообщества, которое показывает лучшие образовательные результаты не только в России, но и во всем мире. Победители и участники конкурса «Педагоги года Москвы» вносят значительный вклад в развитие образования. Их успехи – это не только заслуга отличной работы, но и результат преданности своему делу, трудолюбия и таланта. «Издательство «Просвещение» готово поддерживать систему московского образования, предоставляя высококачественные учебные материалы, ресурсы и оборудование, которые помогают учителям достигать новых высот в своей профессии. Мы желаем всем победителям и участникам конкурса дальнейших успехов и достижений в их важной работе».В этом году конкурсные процедуры претерпели ряд изменений, коснувшихся, в частности, финала конкурса. Здесь, кроме традиционного мастер-класса, претендентам на главный приз предстояло пройти новый экзамен – быстро подготовить короткую лекцию на заданную тему и выступить с ней перед зрителями. Цель такого испытания – продемонстрировать ораторские способности и умение лаконично изложить свою позицию, что очень важно для педагога.
Также в числе прежних номинаций («Учитель года Москвы», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-психолог года Москвы», «Учитель-дефектолог года Москвы», «Педагогический старт») появилась новая – «Сердце отдаю детям».
В этой номинации соревновались педагоги дополнительного образования по семи направлениям: техническому, художественному, естественно-научному, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, социально-гуманитарному и работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Иными словами, был представлен разнообразный спектр дополнительного образования. Причем в конкурсе могли принять участие не только педагоги школы, но и системы дополнительного образования.
Победителем стал педагог дополнительного образования Московского детско-юношеского центра экологии, краеведении и туризма Алексей Яковлев. Его педагогический стаж составляет 25 лет, в конкурсе он участвует впервые. В своем интервью «Вестям образования» он признался, что самым ценным опытом для него стала возможность «выйти на сцену и снова почувствовать себя не педагогом-ментором, а экзаменуемым, и пережить те эмоции, которые мои ученики переживают постоянно».
И, конечно, очень продуктивным оказалось общение с коллегами, которые делились друг с другом методическими находками. Его собственный принцип работы заключается в проведении занятий в лесу, в поле, в экспериментальной деятельности.
Своей главной задачей Алексей Яковлев считает воспитание личностных, человеческих качеств в своих выпускниках и получение ими той профессии, которой он сам посвящает свою жизнь.
«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться. Когда это удаётся, это, наверное, самое большое достижение», – говорит он.
И ученики оправдывают его надежды.
Среди тех, кто доучился под его руководством до 11-го класса, практически все поступают в профильные вузы: на естественно-научные факультеnы МГУ им. М.В. Ломоносова, МСХА имени К.А. Тимирязева, МВА имени К.И. Скрябина.
Победителем в главной номинации – «Учителя года Москвы» – стал учитель русского языка и литературы школы имени Ф.М. Достоевского Сергей Валюгин.
Соревнование в этой номинации было особенно напряженным: из 345 участников первого этапа в суперфинал прошли только 8 человек.
На вопрос корреспондента «ВО» о том, что ему помогло выдержать такую конкуренцию, Сергей Валюгин назвал три фактора.
«Во-первых, мне очень нравится то дело, которым я занимаюсь, в частности, преподавание литературы в школе. И когда я рассказывал о своих находках другим участникам и членам жюри, чувствовалось, что им это тоже интересно. Во-вторых, это широкий кругозор и эрудиция, поскольку очень часто нам давались задания, которые не были напрямую связаны с тем предметом, который я преподаю. В-третьих, это, наверное, умение работать с учениками, поскольку когда в одном из конкурсных испытаний ты приходишь в незнакомый класс, и у тебя есть всего 15 минут, чтобы добиться поставленной задачи, нужно очень быстро найти с ребятами общий язык, и соответственно, сделать так, чтобы дальше урок проходил уже по заданному плану» – рассказал Сергей Валюгин.
Как пробудить интерес к чтению?
Одна из авторских методик Сергея Валюгина (она называется «шестое чуство») заключается в том, чтобы дать задание ученикам найти в том или ином произведении какие-то спрятанные символы, тайны, загадки, а для этого надо очень внимательно читать текст, проявляя исследовательские способности.
Кроме того, он старается увлечь детей примечательными фактами из биографии писателя: например, на творчество Достоевского большое влияние оказало Евангелие – книга, которая помогла ему преодолеть мучительные годы пребывания на каторге и вообще сопровождала его по жизни до конца его дней.
Сергей Валюгин, Алексей Яковлев и победители других номинаций будут представлять Москву на Всероссийском конкурсе «Учитель года – 2023».
Конкурс «Педагоги года Москвы» – одно из ключевых мероприятий в рамках Года педагога и наставника – проводится Департаментом образования и науки города Москвы при поддержке Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования. Методическую поддержку номинаций осуществляют Городской психолого-педагогический центр и образовательный комплекс «Воробьевы горы». Оператор конкурса – Корпоративный университет московского образования.