Качество образования // Интервью

«Если слово «тьютор» раздражает, можно сказать, что мы – образовательные наставники»


«Если слово «тьютор» раздражает, можно сказать, что мы – образовательные наставники»
Фото: eduregion.ru

Профессия тьютора всегда вызывала у родителей вопросы, и даже скептическое отношение. Что делает тьютор? Чем отличается от психолога? Есть ли в русском языке слово, которое точно объясняло бы суть этой профессии? Мы поговорили об этом с профессором МГПУ, президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации, заведующей кафедрой тьюторства Академии социальных технологий Татьяной Ковалёвой.

– Татьяна Михайловна, кто такой тьютор и для чего он нужен?

– Когда люди болеют, их нужно лечить. Для этого существуют врачи. Когда дети приходят в школу, их нужно учить. Для этого существуют учителя. Кроме того, что детей учат и воспитывают, они чем-то интересуются сами. Поскольку мир для них новый, большой, они ещё не знают многого ни про выставки, ни про музеи, ни про книги. У них очень маленький опыт. И даже если им что-то интересно, они не понимают, ни как проявить этот интерес, ни как работать с этим интересом. И вот тут возникает потребность в тьюторе. Тьютор – это такой специальный педагог, который организует взаимодействие с ребёнком и обустраивает среду так, чтобы можно было найти зону интересов ребёнка, поддержать их и помочь ему сделать шаг к развитию.

– Тьюторство можно назвать новой профессией?

– Новая она только в России, хотя первых тьюторов мы уже проводили на пенсию в нашей школе «Эврика-развитие» в Томске. Это первая школа, где в 1991 году были официально введены тьюторы. Более 30 лет назад! Конечно, что такое для истории 30 лет? Это только начало становления. Тьюторство оформилось примерно в XII веке в классических британских университетах – Оксфорде и позднее в Кембридже. В России оно появилось гораздо позже, чем в западной культуре, однако история говорит о том, что первые тьюторы существовали и в дореволюционной России, например, у цесаревича Алексея. А ещё был туторский дореволюционный лицей, который отрылся в 1914 году и просуществовал 3 года. После революции его не стало.

– А какие мифы про тьюторство вам известны?

– Когда у нас в современном российском образовании появились первые тьюторы, их начали путать с хорошими классными руководителями, воспитателями, психологами. Это первый миф.

Людям очень трудно понять, что тьютор – это особая, другая педагогическая профессия.

Повторюсь, тьютор – это средовой педагог. Он работает с интересом через создание среды, в которой ребёнок начинает пробовать разное и через это понимает про свой интерес.

Второй миф о том, что тьютор – это тот, кто работает индивидуально. Да, тьютор работает и индивидуально, но точно так же индивидуально работает и репетитор, и учитель может дополнительно с ребёнком заниматься индивидуально. Поэтому это не является особой характеристикой тьюторской деятельности.

Тьютор может работать один на один, может проводить тьюторские консультации или работать с группой – проводить тьюториалы, даже организовывать масштабные тьюторские события на большое количество людей – 300–500 человек. Есть молодёжная ассамблея, которая проходит в Томске, где участвуют практически все старшеклассники города. Также есть кафедра в Казани, которая проводит большие тьюторские игры.

И, наконец, третий миф, когда путают тьюторство и индивидуализм. Все говорят – современные дети думают только о себе, не думают о других, коллективно не работают… а тут ещё и тьюторы индивидуально с ними работают. Не надо путать индивидуализм и тьюторство. Это совершенно разные линии.

Понять суть тьюторства можно на простом примере. Вот есть дворовый футбол, когда все мальчишки бегают за одним мячом и друг другу мешают, друг у друга мяч забирают, а есть понятие культурного футбола, когда вратарь – это вратарь, нападающий – нападающий, защитник – защитник, каждый знает своё место и выполняет свои функции. И если представить, что у нас тренер в команде – это тренер с тьюторской компетентностью, то это не тот тренер, который сам расставляет всех по определенным местам, а он даёт всем мальчишкам попробовать, что такое быть вратарём, что такое быть нападающим, что такое быть защитником. И потом обсуждает с каждым, что ему ближе, что ему интереснее, и с учётом того, что ребята хотят, расставляет эти позиции. Тьютор даёт возможность попробовать разное, проанализировать с ребёнком, что ему ближе, интереснее, и помогает ему выстроить индивидуальную образовательную программу.

– И всё же есть что-то общее у тьютора и психолога?

– Существует много профессий, которые сопровождают развитие другого человека. Представителей этих профессий называют «антропопрактики».

Антропопрактики – люди, которые помогают развитию других людей.

Это личностные психологи, коучи, социальные педагоги, тьюторы, учителя развивающего обучения... Я бы сказала даже шире, что во многих профессиях, которые развёрнуты как услуги, тоже могут быть антропопрактические профессии.

Например, у нас практически на каждой улице есть парикмахерские. Но некоторые идут к небезызвестному Сергею Звереву и стоят в очереди полгода. Спрашивается, почему? А потому что он не просто парикмахер, он не просто стрижёт. Он стилист, он видит ваш образ, меняет вас. Можно сказать, что он – парикмахер-антропопрактик. Или, например, когда появилось много магазинов, казалось, что исчезнут портнихи. Ничего подобного. До сих пор портнихи живы, у них есть заказы. Почему? Потому что в магазине вы покупаете одежду у продавцов. А когда вы приходите к портнихе, она так шьёт вам одежду, чтобы добавить какое-то качественное изменение в ваш образ. Можно сказать, что и психолог, и тьютор во многом антропопрактики, то есть они помогают и сопровождают развитие и изменения других людей.

– Реакция общества на слово «тьютор» не всегда положительная. Чем это можно объяснить?

– Это связано с тем, что в России вообще не очень любят иностранные слова. Поэтому само слово «тьютор» как непривычное слово кого-то отпугивало, кого-то раздражало. Вот у нас сейчас 2023 год – это год наставника. А «тьютор» в переводе с английского значит «наставник».

Поэтому, если слово «тьютор» раздражает, можно сказать, что мы – образовательные наставники.

Просто наставничество – очень широкое слово, особенно в российском контексте.

Тьютор – это особый наставник, он может помочь «поймать» свой интерес, подсказать, какие книги почитать, какие фильмы посмотреть, в какие музеи сходить, какое образование можно получить в разных вузах. Словом, оформить свой интерес в виде индивидуальной образовательной программы.

Напомним, Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает модель цифровой платформы, которая поможет родителям в решении образовательных, воспитательных, учебных проблем с детьми.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube