Образовательная политика // Новость

«Цифровизацию невозможно остановить, но можно возглавить»: в МГПУ состоялось выездное заседание круглого стола

Участники обсудили проблемы и перспективы цифровизации высшего педагогического образования.

«Цифровизацию невозможно остановить, но можно возглавить»: в МГПУ состоялось выездное заседание круглого стола
Встреча с депутатами Мосгордумы в МГПУ

По инициативе фракции партии «Единая Россия» и депутатского объединения «Моя Москва» состоялось выездное заседание круглого стола на тему «Цифровые инструменты развития современного высшего педагогического образования: опыт МГПУ». На сайте Московской Городской Думы опубликованы главные тезисы участников.

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

«Московский опыт цифровой трансформации, внедрения различных цифровых сервисов в городское управление и предоставление услуг, в ЖКХ, здравоохранение, транспорт, безопасность и, конечно, образование, может быть востребован всей страной.

Тема образования заслуживает особого внимания, тем более что 2023 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом педагога и наставника. Отмечу, что цифровизация столичного образования началась с создания инфраструктурной базы и цифровой среды учебного процесса, где главным инструментом стала «Московская электронная школа», которая со временем объединила в себе самые необходимые сервисы для учащихся, их родителей и учителей.

Хочу пожелать всем участникам круглого стола хорошей и интересной работы! Московская городская Дума готова не только предоставить площадку парламентского центра для обсуждения инициатив, но и содействовать реализации наиболее перспективных идей и проектов в столице».

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:

«Наше мероприятие проходит в стенах славного Московского городского педагогического университета, который активно развивается при поддержке Правительства Москвы и столичного парламента. Мы обсуждаем тему, которая особенно актуально выглядит накануне приемной кампании в вузы – «Цифровые инструменты развития современного высшего педагогического образования: опыт МГПУ». Выездной круглый стол организован по инициативе фракции партии «Единая Россия» и депутатского объединения «Моя Москва» и проходит с участием моих коллег-парламентариев.

Напомню, что образование – важнейший элемент системы национальной безопасности, фундамент развития страны. Его значение растет, особенно в эру цифровизации. Как готовятся новые кадры? Какие инструменты используются?

По итогам круглого стола мы планируем выйти на ряд управленческих решений, которые будут полезны для развития педагогического образования и всей отрасли в целом».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко:

«Последние несколько лет эксперты Московского городского педагогического университета в различных форматах участвуют в работе Московской городской Думы, делают конкретные предложения, в том числе по законодательному регулированию. Но сегодня мы не ставили себе цель предлагать депутатам конкретные изменения применительно к средней школе. Мы будем говорить о том, что происходит в связи с информатизацией в системе профессионального образования.

Почему наш университет занялся цифровой дидактикой? Как и все объективные процессы, цифровизацию невозможно предотвратить, но можно возглавить.

Третий этап информатизации начался в период ковида, когда менялось не только ядро преподавания, его содержание и инструменты, но даже отношение к знаниям. Вспомним, что в период дистанционного обучения учителя лишились возможности вызывать ученика к доске или пересаживать за другой стол, не получалось контролировать занятия на уроке.

Отмечу, что эти ограничения были связаны с изоляцией, а не только с компьютерами и интернетом. Но принципиальным остается то, что теперь мы привыкаем работать с тем, что в любой точке образовательного пространства у школьника или педагога есть возможность обратиться к дополнительным сервисам. Возможность постоянно отвлекаться на что-то коренным образом меняет подход к обучению.

Начался и четвертый этап информатизации, связанный с искусственным интеллектом. И пока проходят острые дискуссии по поводу GPT, его уже вовсю используют».

Проректор по развитию Московского городского педагогического университета Кирилл Баранников:

«Одно из наших исследований позволяет описать контуры того, как меняется практика поведения самих обучающихся и педагогов, которое и задает дискурс для новой цифровой дидактики.

Статистика и социология показывают нам, что почти 90% детей более 2 часов в день проводят в интернете. При этом больше половины ребят занимаются «в цифре» образованием. И это часть нашей новой реальности. Интересно, что учатся дети на смартфонах, поэтому становится очевиден ответ на вопрос, может ли контент остаться прежним.

Меняется история про педагогов. Они сами начинают использовать цифровые инструменты – мессенджеры и различные сервисы. Трансформируется и формат обучения. Уникальность разноформатного, гибридного обучения, о котором сейчас много говорится, – в его нелинейности и субъектности.

Как в пандемийный период перестроились университеты? В 2019 году только 25% студентов говорили о том, что готовы учиться онлайн, в 2021–2022 годах – уже более 50%, а более 70% педагогов высшей школы считают теперь онлайн нормой. Но дефицит живого общения остается, мы его фиксируем. Еще один важный тренд – постепенный переход от управления на основе фрагментарной и разрозненной информации к управлению на основе больших данных.

Хотелось бы констатировать, что принципиально меняются действия аудитории студентов и преподавателей, а также устройство форматов и инструментов, которыми мы пользуемся. Отсюда мы получаем запрос на цифровую дидактику».

Член комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Стебенкова, фракция партии «Единая Россия»:

«После пандемии цифровые инструменты в высшем образовании стали неотъемлемой частью. Новшеством стало проведение тренингов для будущих учителей с помощью цифрового симулятора, где можно сразу видеть свои ошибки при подаче материала. Это очень важно перед проведением урока в реальном формате.

Обсуждение показало, что формат офлайн-образования занимает все же большую часть учебного процесса. Информационные технологии являются дополнительными составляющими, на основе которых проводятся диспуты и обсуждения. В МГПУ много студенческих сообществ, где ребята общаются на различные темы».

Заместитель Руководителя Аппарата Мосгордумы, руководитель рабочей группы Аппарата МГД по развитию информационно-коммуникационных технологий, координатор федерального партийного проекта «Цифровая Россия» ВПП «Единая Россия» в городе Москве Андрей Сафронов:

«Ценность сегодняшней дискуссии заключается в том, что в рамках одной темы мы обсуждали сразу три направления: подготовку педагогических кадров, использование при этом цифровых инструментов и то, как именно это происходит в нашем городе.

Это интересно как нам – живущим в Москве и занимающимся ее развитием, так и нашим региональным коллегам в рамках федерального партийного проекта «Цифровая Россия».

Наработки, представленные сегодня Московским городским педагогическим университетом по теме, например, умных аудиторий, мне представляются очень перспективными и интересными. Опыт разработки и применения инструментов цифровизации нужно популяризировать, распространять и активно им делиться. Это принципиально важный итог круглого стола».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube