Ребенок... сам по себе «не подозревает» о собственной одаренности. Это взрослое сообщество «приподнимает» его, «ставит на табуреточку», с которой он демонстрирует ему свои достижения. Под восторги и овации, к которым очень скоро начинает чувствительно прислушиваться (это, как вы знаете, свойственно и ребенку, и «таланту»). И со временем – стремиться оправдать взрослые ожидания.
А если аплодисменты чуть жиже? Если в один прекрасный момент вокруг «табуреточки» никто не собрался? Это для него – драма и, возможно, травма на всю жизнь.
А ведь творчество невозможно без одиночества. Это потом взрослый выносит на всеобщий суд результаты своего «затворничества в творчестве». А ребенок нуждается в постоянной оценке, детство – вообще, начиная с младенчества (как это показала М.И. Лисина), эпоха ожидания оценки. Часто – в виде стремления оправдать взрослые ожидания, как их способен почувствовать и понять сам ребенок.
Фото Рене Малтете