Зачем нужно развивать быстроту реакции? Казалось бы, такое простое и не столь важное качество… Отнюдь. Ведь как часто на уроке во время фронтального вопроса дети, которые хорошо знают пройденный материал, не успевают отвечать. Их опережают более быстро реагирующие одноклассники. Проходит время, и ребенок перестает слушать вопросы учителя: «Все равно не успею…»
А диктанты? А контрольные работы!?... Разным детям нужно разное время на их выполнение. Но у нас школа массовая. Никто ждать не будет. А быстроту реакции очень хорошо можно развивать.
Разминки
Одним из условий в этих заданиях является то, что ребёнок должен как можно быстрее ответить на вопросы взрослого.
- Чем отличаются слова КОСТЬ и ГОСТЬ? А слова НОС и СОН? А слова МАМА и МАГМА?
- Какие слова противоположны по значению следующим: НОЧЬ? СТОЯТЬ? ПОЗДНО? БЕЛЫЙ? КРАСИВЫЙ?
- Что больше: 5 + 3 или 4 + 2? На сколько?
- В предложении «Каждый человек любит свой родной дом» назови самое короткое слово. Сколько в нём букв?
- Кем для тебя является мама твоей мамы? А кто для тебя её муж?
- Вот слова: МАМА и ДОЧЬ. Кто из них старше? В каком из этих слов больше букв? А гласных букв? А звуков?
- Как зовут маму телёнка? А маму ягнёнка? Кто был мамой Ниф-Нифа?
Буквенный диктант
Эффективно формирует внимание, память, умение слушать и, что чрезвычайно важно – слышать вопрос. Предложите ребёнку записывать только первые буквы ответов.
- Эту фамилию носит популярный детский писатель, автор «Дяди Стёпы» и «Трёх поросят».
- Она очень похожа на пчелу, но мёда не даёт.
- Отгадай загадку: «Висит груша, нельзя скушать».
- Посмотри внимательно на ряд чисел: 2, 5, 1, 6. С какой буквы начинается третье число?
- Как называется время суток между утром и вечером?
- Этот герой русской народной сказки поймал щуку, исполнявшую все желания.
- Именно там на арене выступают жонглёры, акробаты и клоуны.
Числовой диктант
Используется для проверки знаний, выработки умения слушать и слышать вопрос, для развития концентрации внимания, тренировки слуховой памяти и навыков устного счёта.
Ребёнку необходимо выполнить предложенные математические действия и записать итоговый ответ.
Вот один из таких примеров числового диктанта.
- К количеству слогов в слове «корова» прибавь количество рогов у двух коров.
- К соседу тройки слева прибавь число, которое на 2 больше количества людей в дуэте.
- От количества парных согласных в слове «капуста» отнимите количество слогов в этом слове.
- К количеству слов в предложении «С ветки упало спелое яблоко» прибавь количество гласных в последнем слове.
Затем можно предложить ребёнку записать полученные числа в порядке убывания: от самого большого до самого маленького.