Настало время разделить образовательный результат ребенка и образовательный результат школы. Если ребенок учится на «пятерки» – это его заслуга и его результат. Школа может лишь создавать среду, в которой ученик получает те или иные навыки для будущей жизни.
«То, насколько образовательная среда насыщена возможностями для проб и ошибок, приобретения опыта, практики, характеризует ее качество», – считает президент и сооснователь Рыбаков Фонда, основатель фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова.
К каким результатам стремятся современные образовательные организации и что нужно делать, чтобы их достичь – разбираемся вместе с экспертами Университета детства.
Какие вызовы школе бросают современные технологии
Современные технологии уже многие годы не только облегчают процессы, но и бросают вызовы. По прогнозам некоторых экспертов, к 2030 году роботы могут частично заменить людей в ряде профессий. И если раньше речь шла только о выполнении механической работы, то сегодня нейронные сети рисуют, пишут музыку и тексты, а ChatGPT берет на себя подготовку «домашки».
Для того чтобы нынешние школьники не остались невостребованными в конкурентной борьбе с искусственным интеллектом, на первое место выходят навыки, недоступные машинам.
«Роботы могут делать что-то по заказу, но кто-то должен быть заказчиком. В творческой работе есть техническая часть, а есть креативная. Сейчас тяжело представить, что робот берет на себя работу творца. Искусственный интеллект многое делает на основании анализа большого количества старой информации, но новую информацию он не создает», – считает Андрей Андрусов, директор Центра содействия инновациям в образовании «Соль».
Навыки творца и так называемые «софт скилз» – инициативность, креативность, творческий подход, умение работать в команде – становятся сегодня наиболее востребованными.
Задача школы – сохранить эти навыки, полученные в детском саду, не подавляя при этом их в процессе обучения.
Линейное мышление и строгое следование алгоритмам, которым способствует обучение «по шаблону», лишает возможности получить навыки, рассматривать различные сценарии развития событий, находить нестандартные решения, идти на риск, а значит и успешно адаптироваться к любой жизненной ситуации. Между тем в современном мире всё меняется так быстро, что негибкие, не приспособленные к изменениям люди просто-напросто оказываются «за бортом».
Если раньше результатом образования считалась отметка по предмету, то сейчас все не так однозначно. Непонятно, как оценить, вырос ли ребенок хорошим человеком, приспособленным к жизни в постоянно меняющихся условиях, но само время требует по-новому смотреть на желаемый результат образования и процесс его достижения.
Образовательная среда и новые вызовы
Совершенствование образовательной среды включает в себя различные аспекты. И каждый из них подтверждает важность и эффективность многочисленными кейсами.
1. Применение проектной деятельности
Если учителям удобно делить образование на предметы, то дети получают представление о мире, где математические формулы, законы физики и биологические процессы работают параллельно. Проекты же позволяют придерживаться метапредметности, формировать объемную картину и смещать фокус внимания с предметных знаний на опыт, который будет полезен детям в будущем.
«Лучше всего, если сам учитель понимает, что такое проектная работа, изнутри, когда он сам проживает этот опыт и работает в команде, а не следует методичке. Например, грантовый конкурс Школа Рыбаков Фонда спроектирован так, что представители администрации, ученики, учителя, выпускники и даже партнеры- предприниматели, которые находятся за стенами школы, оказываются в одной команде, –рассказывает Ирина Быкадорова, генеральный директор фонда «Университет детства», – Это общий опыт проживания. Дальше становится невозможно работать по-другому, потому что это другая коммуникация и другие акценты. Создается образовательная среда, в которой образовываются все – взрослые и дети, в школе и за ее пределами».
2. Снижение значимости ошибки
Обучение предметам «на отметку» со временем формирует у детей страх ошибки. Это тормозит развитие и мешает двигаться вперед. В рамках проектной деятельности легче сломать эту парадигму. Так как сама проектная деятельность позволяет считать положительным даже отрицательный результат.
«У нас в школе распространена так называемая “теория провалов” – ситуация изначально невозможная, решить которую нельзя, но с которой можно взаимодействовать и получить опыт, – делится Александр Гулин, директор частной школы “Снегири”. – Так мы прививаем культуру ошибки, проактивной жизненной позиции. Потому что ошибка не должна рождать боязнь делать новое».
Проект – это чистый опыт. Его цель – научить работе в команде, общению, организованности. В жизни, в отличие от школы, никто не знает, как правильно. И часто из ошибок рождаются самые оригинальные решения.
3. Формирование предпринимательского мышления
Предприниматель – это, по сути, автор собственной жизни, человек, который умеет создавать нужные ему обстоятельства – крайне полезный навык в изменчивом мире. И хотя в Москве функционируют более ста школ в рамках программы «Предпринимательский класс», научить предпринимательству, внутренне не являясь предпринимателем, сложно.
Современные школы подчеркивают свою открытость новому опыту работы с предпринимателями, что позволяет формировать навыки предпринимательского мышления не только у детей, но даже у педагогов. Предприниматели привносят в школу новый взгляд, который помогает, когда традиционные алгоритмы перестают работать.
«Это принципиально новая форма мышления, недоступная большинству людей. Ребенок появляется на свет неким аватаром и начинает наращивать скиллы и компетенции для будущей конкурентной борьбы», – считает Роман Донской, лидер сообщества предпринимателей Эквиум в Волгограде, сооснователь сети бизнес-центров Locus, сооснователь индустриального парка Shaiba.
Со школой предприниматель может запустить сразу несколько циклов взаимообмена, интегрируясь в цепочки – родитель-ученик, родитель-учитель, ученик-ученик, ученик-учитель. И каждое из этих взаимодействий будет иметь только положительные последствия, считает Роман:
«Когда предприниматель появляется в школе, он учит и детей, и взрослых по-другому смотреть на вещи, создавать свои обстоятельства».