Городское образование // Тема дня

От математических изюминок до физических аллегорий: тренер сборной Москвы рассказал об олимпиадной химии

  • 21 декабря 2023

От математических изюминок до физических аллегорий: тренер сборной Москвы рассказал об олимпиадной химии
Фото предоставлено Департаментом образования города Москвы

Почему в олимпиадах важно совмещать творческое видение и знание разных наук? Как молодые эксперты реализуются в системе московского образования? Об этом и многом другом рассказал тренер сборной Москвы по химии, заведующий кафедрой химии Ассоциации победителей олимпиад и автор пособия «Прикладная математика для химиков» Никита Крысанов.

– Чем в школе ваше внимание привлекли олимпиады?

– В средней школе я долго мигрировал между предметами, стараясь выбрать наиболее подходящие для себя. Меня привлекало, казалось, все – от права до биологии. Класса с шестого меня отдали на олимпиадные кружки, но занятия в них так и не стали целенаправленной подготовкой к интеллектуальным соревнованиям. Тем не менее у меня был живой интерес и большая мотивация стать широкопрофильным специалистом в будущем. Именно это отличает олимпиады – возможность изучать предмет через призму множества других.

В свое время я участвовал в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по биологии, праву и физике, а также во многих других перечневых олимпиадах, как, например, Московская олимпиада школьников и «Ломоносов». Однако большего успеха мне удалось достичь в химии. По этому предмету в 2019 году я стал абсолютным победителем заключительного этапа ВсОШ и золотым медалистом Международной Менделеевской олимпиады.

– Все разнообразие дипломов в руках – куда направились дальше? И продолжились ли потом скитания между предметами?

– Завершив олимпиадную карьеру, пошел по вполне закономерному пути – на химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, где позже выбрал кафедру химической технологии и новых материалов. Уровень ВсОШ – отчасти вузовская программа, поэтому изначально на факультете я чувствовал себя уверенно.

Но прошлое преследовало меня: я колебался между предметами. Любимыми для меня все же стали не химические, а физико-математические дисциплины.

Именно поэтому выбрал спецгруппу «Химия живых систем и нанобиотехнологии», где химия сочетается с другими естественно-научными дисциплинами. Так я смог поддержать свой интерес к широкому профилю наук.

– Учитывая, что уже на первом курсе у вас был огромный багаж знаний, не хотелось ли им делиться?

– Это желание и привело меня на кафедру химии Ассоциации победителей олимпиад (АПО), где я сначала вошел в пул преподавателей, а затем стал заведующим. Работу начал с проведения теоретических занятий в рамках «Кружка от чемпионов» по подготовке школьников к химическим олимпиадам. Потом начались более масштабные и творческие проекты.

– После завершения олимпиадной карьеры не хотелось вернуться в родную сборную по химии, но уже в другом статусе?

– На втором курсе университета я примкнул к рядам сборной команды Москвы на ВсОШ по химии, но уже в качестве тренера. Сначала вел занятия по химии природных соединений, а после переключился на другие разделы – неорганическую, физическую и даже органическую химию.

Это позволило мне стать универсальным специалистом. Кроме того, новый статус позволил мне по-другому взглянуть на олимпиадную подготовку. Будучи тренером сборной, понял, что нельзя делить химию на части: важно изучать и преподавать все вместе. Разбирая конкретную тему, можно делать отсылки к другим разделам химии или даже привлекать материал по смежным наукам.

– Что отличает тренеров сборной команды Москвы по химии?

– В целом тренерский состав команды молодой: возраст многих наставников – около 25 лет. Среди них есть студенты старших курсов или недавние выпускники химического или смежных факультетов МГУ. Это показывает, что система московского образования открыта для студентов и молодых экспертов. Олимпиады формируют у школьников особый склад ума и открывают для них широкие возможности в будущем. Уже на первых курсах университета можно взаимодействовать с экспертным сообществом и начинать строить карьеру в сфере преподавания.

– Могут ли молодые олимпиадные специалисты участвовать в классическом школьном образовании?

– В последнее время молодые специалисты все чаще вовлекаются в школьную среду в качестве преподавателей и олимпиадных наставников. Так, Ассоциация победителей олимпиад совместно со школой Центра педагогического мастерства (ЦПМ) открыли профильные классы естественно-научной направленности в школе № 56 имени академика В.А. Легасова. В двух из них – седьмом и восьмом – я выступаю в роли научного руководителя и отвечаю за построение индивидуальной образовательной траектории школьников.

Программа естественно-научных классов открывает для учеников большие академические возможности. Уже сейчас багаж знаний, полученный к восьмому классу, позволяет им успешно справляться с заданиями муниципального этапа ВсОШ и различных перечневых олимпиад для старших параллелей. Руководство классом дает мне возможность развиваться в профессиональной среде и растить настоящих олимпиадников, вдохновляться их достижениями и стремиться к большему.

Кроме того, сохранять олимпиадную хватку мне помогает преподавание физической химии в профильных классах школы ЦПМ столичного Департамента образования и науки.

Наши ученики демонстрируют высокий уровень подготовки, что позволяет им отлично выступать не только на заключительном этапе ВсОШ, но и представлять Россию на таких олимпиадах международного уровня, как Международная химическая олимпиада (IChO) и Международная Менделеевская олимпиада (IMChO).

– Помогает ли в подготовке учеников опыт составления задач?

– Еще в средней школе я предложил учителю химии помощь в написании задач контрольной работы для параллельных классов. С того времени накопил и реализовал множество идей для олимпиадных заданий – от милых и приятных задач по окраске соединений до запутанных и интересных, без чисел, но с подтверждением ответа расчетами.

Также два года назад я создал собственную олимпиаду – Открытую олимпиаду школы ЦПМ по химии. Принять участие в составлении заданий для нее и работе в жюри и методической комиссии может любой ученик центра. Эта работа проводится в рамках проекта «Составляем олимпиаду сами».

– В чем особенности ваших задач? Почему они нравятся школьникам?

– Секрет моих авторских задач в том, что они достаточно простые с точки зрения химизма, но содержат необычные загвоздки. Например, альтернативные периодические системы химических элементов и тонкие физические аллегории, зашифрованные численные данные или полное их отсутствие. Кроме того, мне нравится делать акцент на метапредметность, добавляя изюминки из смежных дисциплин – математики, физики и биологии.

– Интересные задачи вы опубликовали и в недавно вышедшей книге «Прикладная математика для химиков». В чем особенность этого учебника?

– В подробном рассмотрении разделов математики, необходимых для успешного изучения физической химии и выступления на предметных олимпиадах. В этой книге химия рассматривается как полноценная наука физико-математического цикла. К каждой разобранной теме прилагаются примеры задач с решениями и упражнения для самостоятельного выполнения с ответами.

Сейчас я продолжаю работу над серией учебников по олимпиадной химии. Первая из двух книг по неорганической химии «Олимпиадная химия непереходных элементов» уже ждет своего скорого выпуска в издательстве Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО). Также мы с коллегами начали работу над учебником по олимпиадной аналитической химии.

– Куда вы еще направляете свое творческое начало?

– Мы с коллегами из ЦПМ анализируем опыт преподавания и выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащихся и на основе этих данных пишем научные статьи по педагогике. Так, одна из них посвящена успешной интеграции олимпиадных задач в базовый курс химии в школе. В качестве примеров мы взяли профильные школы ЦПМ и естественно-научные классы школы № 56 имени академика В. А. Легасова.

Создание образовательных материалов различного формата – от учебников до видеокурсов – для меня сродни хобби. Уверен, что смогу реализовать весь свой творческий потенциал в создании ресурсов по химической олимпиадной подготовке.

Главное для меня – видеть искорки заинтересованности в глазах детей и помогать из них разгораться огню, который будет греть сердца олимпиадников.

Обеспечение качественной подготовки столичных школьников к олимпиадам соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Анна Соколова


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube