Образовательная политика // Интервью

Россия и Кыргызстан подписали соглашение о совместной подготовке рабочих кадров


Россия и Кыргызстан подписали соглашение о совместной подготовке рабочих кадров

В конце октября в Бишкеке состоялась международная конференция «Новые вызовы экономической реальности». Мероприятие предоставило площадку для академического диалога, обмена опытом и развития новых идей в сфере экономики. В нем приняли участие представители Евразийской экономической комиссии и госорганов Кыргызстана. Важным результатом конференции стало подписание соглашения о создании консорциума «Евразийская профессиональная школа». Один из инициаторов соглашения, председатель совета Открытого гуманитарного института. Генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов в интервью «Вестям образования» рассказал о задачах «Евразийской профессиональной школы» и о перспективах ее развития.

– Что общего между экономическими и образовательными системами России и Кыргызстана, и чему специалисты двух стран могут научиться друг у друга, какие общие проблемы предстоит решить?

– Общее между нами – прежде всего, исторический опыт и традиции, унаследованные из СССР. Но в постсоветский период наметились ключевые различия: например, по параметрам экономического развития – по производительности труда, по численности трудовых ресурсов, по территории. Перед нашей страной стоит задача экономического и технологического суверенитета, а это значит, что основные вопросы в сферах экономики и технологий, прежде всего, должны решаться за счет внутренних ресурсов и в партнерстве с дружественными государствами. Кыргызстан входит в число таких стран, но поскольку финансовые и трудовые ресурсы там ограничены, его задача – встроиться в международные производственные цепочки и создавать продукты или участвовать в их создании, которые бы позволили развиваться этому государству. Сейчас многие граждане этой страны приезжают в Россию, они трудятся в сфере услуг, торговли, но их очень мало в сфере промышленности по причине отсутствия необходимой квалификации.

Система образования в России многоплановая и обладает различными возможностями. Это более 700 университетов, разветвленная система СПО. Это важный ресурс для подготовки рабочих кадров, проблемы в этой сфере остро стоят в обеих странах.

Взаимный опыт подготовки таких кадров, в том числе интеграции, пока учитывался недостаточно. Да и инструментов по их учету, продвижению тоже пока нет. Каждая страна решает эти вопросы самостоятельно. С точки зрения развития экономик, реализации совместных направлений важно обеспечить гармонизацию подготовки кадров. Вот так возникла идея создания консорциума «Евразийская профессиональная школа», которая бы координировала учебную и научно-методическую деятельность на пространстве Евразийского экономического сообщества. Важную роль в рождении идеи сыграл заместитель директора департамента макроэкономической политики ЕЭК Каныбек Ажекбарович Ажекбаров. Эту идею поддержали ведущие кыргызские и российские ученые и, прежде всего, академик Сергей Глазьев, который отвечает за экономическую интеграцию в ЕАЭС. Учредительный документ по созданию консорциума ЕПШ подписали Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, Ошский государственный университет и с российской стороны Открытый гуманитарный институт, Хочу отметить, что Кыргызский экономический университет (КЭУ) имени им. М. Рыскулбекова – это единственный вуз в стране, который имеет статус научно-исследовательского университета, многие его выпускники вошли в правящую элиту Кыргызстана. Так что в лице этого вуза мы имеем очень сильного партнера. А в составе ОшГУ действуют 6 колледжей, среди которых может быть создана база для обучения новым профессиям. Кроме того, в нашей работе мы учли опыт Евразийского сетевого университета, созданного по инициативе кыргызской стороны, который уже год успешно действует.

– По каким направлениям будет происходить сотрудничество: научные исследования, методическое обеспечение, обмен преподавателями, разработка совместных программ?

– Да, все эти направления предусмотрены в соглашении о создании Консорциума. Но, кроме этого, планируется выявлять и обобщать лучшие практики, обеспечивать взаимодействие с реальным сектором экономики, разрабатывать на основе глубокого анализа предложения по развитию среднего профессионального образования в адрес государственных и межгосударственных органов и организаций

Разумеется, год от года запросы промышленности будут меняться и по профилизации, и по требованиям к кадрам. На этом этапе трудно строить прогнозы. Но ясно одно – это будут программы, которых сегодня на образовательном рынке нет.

– Будут ли создаваться новые образовательные организации или планируется обновлять содержание образования в уже действующих колледжах?

– Мы предполагаем разработку плана совместных действий до конца 2024 года (ближнесрочный период) и стратегию до 2030 года. В ближайшее время, думаю, вопрос о создании новых организаций не встанет. Приоритетом будет анализ состояния и возможность повышения эффективности образовательного процесса. Но по мере усложнения и углубления задач могут возникнуть и другие потребности

– Каким профессиям планируется обучать студентов в рамках этого соглашения?

– Я думаю, что точно на этот вопрос мы сможем ответить уже в следующем году. Тем не менее абсолютно ясно, что мы будем опираться на базу действующих образовательных организаций, как в нашей стране, так и в странах-участницах. При этом планируется выстраивать взаимодополняющие программы по сетевому принципу. С тем, чтобы подготовка кадров соответствующего профиля и квалификации осуществлялась максимально эффективно, в возможно короткие сроки, и под конкретный заказ предприятий.

– Известно ли уже, какие колледжи станут участниками программы сотрудничества?

– Отметим, что в настоящее время программы СПО реализуют не только колледжи, но и многие организации высшего образования. На начальном этапе наши партнеры, Ошский государственный университет и НИУ «Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова», которые имеют в своем составе колледжи, реализуют программы СПО. Состоялись переговоры о расширении участников Консорциума не менее чем с десятью образовательными организациями из России, Кыргызстана, Беларуси. Проявляют интерес наши коллеги из Казахстана.

Согласно Положению о Евразийской профессиональной школе, любая организация высшего и среднего профессионального образования стран ЕАЭС может быть принята в Консорциум в случае готовности разделять его цели и условия работы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube