На работу учителя влияют не только качество знаний предмета, но и восприятие себя в этой работе. Негативные мысли про себя и качество своей работы мешают сосредоточиться на ней, на поставленной задаче и получить хороший результат. И это распространяется на все виды работы: на взаимодействие с учениками, методическую деятельность, заполнение документов и т.д. Если учитель уверен в себе, своем профессионализме и качестве работы, то и его результаты улучшаются. Преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Евгения Зюзя рассказывает, как учителю поднять самооценку.
Шаг первый – сотрудничать с опытным педагогом
Важно найти более опытного педагога, к кому молодой учитель может обратиться за советом и поддержкой. Оценивать самому себя сложно, а накопленный опыт уводит, как правило, в негативные оценки, поэтому нужен взгляд со стороны. И тут очень поможет более опытный педагог, коллега.
Шаг второй – научиться реагировать на критику
Практически все мы, и молодые учителя в том числе, сталкиваемся с критикой. Как правильно на это реагировать?
Проанализируйте ситуацию, которая сложилась. Именно проанализируйте, а не покритикуйте себя еще больше. Рационально оцените, насколько эффективны, современны, соответствуют реальным запросам учеников методы преподавания, которые вы применяете.Вы можете менять методы преподавания и подходы к своей работе столько, сколько это необходимо для достижения результата.
Шаг третий – владеть собой
Если вы заметили, что часто выходите из себя или остро реагируете на замечания или на какие-то ситуации, то возьмите на вооружение некоторые техники, которые помогут справляться со стрессом. Например, сделайте глубокий вдох, медленный выдох и посмотрите на ситуацию со стороны. Попробуйте как бы пересказать ее, говоря о себе в третьем лице. В конце практики дайте себе совет, как поступить или реагировать. Это поможет трезво и без эмоций оценить ситуацию и справиться с ней.
Есть отличный метод, который называется «Плюсы-минусы». Его хорошо применять в случае, если вы просыпаетесь каждое утро с мыслями «как же я ненавижу эту работу» или у вас огромное желание все бросить.
Возьмите листок бумаги и разделите его пополам. С одной стороны пропишите все плюсы, которые дает вам ваша профессия, работа в этом учебном заведении, в этом коллективе и т.д. С другой стороны пропишите все минусы. Такая рефлексия помогает трезво, без эмоций посмотреть на ситуацию, которая сложилась внутри вас и вокруг вас. Лишние негативные эмоции уйдут, а позитивное, рациональное состояние останется. Это поможет не потерять работу. Ведь когда-то вы выбрали сферу образования, значит, плюсов тут будет гораздо больше, чем минусов.
Чаще в поле «минус» попадают надуманные состояния из разряда: меня не уважают, меня не слушают ученики, меня не ценят и т.д. И вот с этими состояниями можно работать, опираясь уже на факты. Если в поле «минус» попал пункт «меня не ценят», задайте себе вопрос: какие факты говорят о том, что меня реально не ценят. И наберите пять фактов. Что может быть доказательством? Реальные события, которые происходят вокруг вас, а не то, что вы думаете об этих событиях. Вот такая конструктивная рефлексия помогает справиться со стрессом.
Шаг четвертый – обрести уверенность в себе
Заведите себе блокнот или ежедневник, в котором вы будете фиксировать свои дела, касаемые работы, и результаты, которые вы получаете. Сопоставление задач и результатов позволит вам наглядно увидеть, справляетесь вы с работой или нет. Скорее всего, вы справляетесь, и справляетесь хорошо. Просто внутренний критик мешает вам в это поверить. Поэтому такие записи помогут вам обрести уверенность.
Шаг пятый – полюбить себя
Для начала создайте хотя бы внешние проявления любви: организуйте свое рабочее место так, чтобы вам было комфортно, одевайтесь на работу красиво и с удовольствием. Все-таки на работе мы проводим значительную часть времени, поэтому важно быть и чувствовать себя красивой. Занимайтесь саморазвитием и чаще общайтесь с другими людьми, ведь это помогает повысить уверенность в себе. Через внешние проявления любви приходит внутреннее наполнение этим прекрасным состоянием.
Быть учителем трудно. Одно дело мечтать о профессии, другое дело – окунуться в нее и столкнуться с реалиями: не всегда радушные коллеги, не всегда послушные ученики, не всегда понятливые родители. Но в этой профессии есть много хорошего, к чему стоит стремиться: любовь и уважение учеников, достижения учеников и ваши, саморазвитие, постоянное движение.