Городское образование // Статья

​В Москве участники проекта «Взаимообучение городов» обсудили принципы наставничества в сфере образования

Эксперты рассказали про обязанности и ответственность наставников, их влияние на подопечных, способы достижения продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества.

​В Москве участники проекта «Взаимообучение городов» обсудили принципы наставничества в сфере образования
Фото: mos.ru

В рамках Большой учительской недели в Москве прошла вторая встреча образовательного марафона «Взаимообучение городов». Педагоги из более чем 120 городов России участвовали в сессии «Наставничество в образовании: как стать другому примером?» Они обсудили обязанности и ответственность наставников, их влияние на подопечных, принципы продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества. Модератором мероприятия стала Наталия Киселева, исполняющая обязанности заместителя руководителя столичного Департамента образования и науки. На основе выступлений всех участников она вывела «модель наставничества».

«Наставничество бывает разных форматов. Взрослые могут становиться наставниками взрослых – например, когда опытные учителя берут шефство над начинающими специалистами или учителя-новаторы курируют “консервативных” учителей. Наставничество может быть менторским – управленцы над управленцами или управленцы над учителями. Так, “Взаимообучение городов” – проект, тоже построенный на принципах наставничества. Бывает наставничество взрослых над детьми – учитель над ребенком или значимый взрослый (вожатый, советник по воспитанию) над ребенком. Есть и другие, неявные, но эффективные виды наставничества. В их числе – наставничество школьников над другими школьниками, это способствует их профориентации, дети понимают, готовы ли в будущем работать с людьми или им лучше обратить внимание на другую сферу. А иногда дети выступают в роли наставников взрослых – помогают старшему поколению, устанавливают контакт с педагогами, налаживают отношения с родителями», – подчеркнула Наталия Киселева.

Директор Дворца творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара, председатель Совета столичного отделения «Движения первых» Надежда Куранина поделилась личным опытом. Особенно подробно она остановилась на подготовке наставников для движения и на том, как молодежные объединения способствуют продвижению культуры наставничества.

«Наставничество может быть и неформальным. Оно связано со всевозможными коуч-походами, клубами по интересам, квартирниками, выездными слетами. Такой формат бывает намного продуктивнее, чем формальный. Я сама часто участвую в неформальных встречах и знаю, что это отличная возможность для формирования между наставниками горизонтальных связей – когда люди общаются и делятся друг с другом своим опытом», – рассказала Надежда Куранина.

Татьяна Сахарова, директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии развития личности Московского педагогического государственного университета (МПГУ), рассказала, какими качествами должен обладать современный преподаватель, чтобы стать наставником. Кроме того, она объяснила, как культура наставничества формируется у студентов уже во время обучения, и какие инструменты и практики педагоги используют, чтобы стать примером для учеников.

«Наставникам важно всегда самим быть в развитии – так же как и развивать подопечного. Во время обучения в вузе наши будущие педагоги осваивают технологии и психологию воспитательных практик. Начиная со второго курса, они сами погружаются в процесс наставничества – работают вожатыми в организации оздоровления и отдыха. В прошлом году в МПГУ начала функционировать программа, к которой могут подключиться учителя со всей России, – “Слово об учителе”. В рамках программы регулярно проходят онлайн-лекции, открытые мастер-классы и вебинары, направленные на реализацию практик наставничества – от методических до воспитательных. Например, последняя лекция была про организацию школьного киноклуба. Судя по отзывам и количеству просмотров, такие мероприятия важны и полезны для педагогов. Еще недавно в столичных школах появились советники по воспитанию. Они как раз могут стать наставниками для подрастающего поколения», – заключила Татьяна Сахарова.

В дискуссии участвовала заместитель директора школы № 72 Оренбурга Ирина Холикова. Она рассказала о программах наставничества, недавно введенных в ее образовательной организации. Среди них – методическая поддержка по преподаванию конкретных предметов, которую оказывают новым и вышедшим из декрета сотрудникам.

Есть наставничество, ориентированное на овладевание учителями современными цифровыми технологиями. Свои педагогические достижения и наработки участники презентуют как на школьном, так и на городском уровне.

На сессии выступил учитель истории в Цифровой школе, победитель конкурса «Учитель года Москвы – 2020», лауреат конкурса «Учитель года России» Денис Хурманёнок. Тема его доклада была посвящена формату наставничества «ребенок – ребенок».

«Для формирования личностных компетенций и компетенций, связанных с ответственностью и патриотизмом, коллективное творческое дело – лучший инструмент. Так, в нашей школе старшеклассники разрабатывают экскурсии для учеников младших классов – и вовлекают учеников других школ района, родителей. Когда одни дети делятся с другими не просто своими знаниями, но и своим опытом понимания, например, истории – в этот момент история перестает быть набором сухих дат, имен и фактов. Возникает эффект сопричастности. Когда одни дети берут на себя ответственность организовать для других детей какую-то акцию или праздник – это самое настоящее наставничество с самым широким спектром предметных и метапредметных результатов», – рассказал Денис Хурманёнок.

Учитель и заместитель директора красноярской школы № 156 Елена Мельник объяснила, как выбирать наставников. Они должны быть опытными, эмпатичными, иметь лидерские качества. По словам Мельник, отношения между наставником и подопечным формируются на основе добровольности, взаимного доверия и отрытого диалога.

Участникам встречи также рассказали об Ассоциации менторов столичного образования – добровольного объединения руководителей школ и колледжей Москвы. Это своеобразный институт наставничества для московских управленцев, где регулярно обмениваются профессиональным опытом.

Проект «Взаимообучение городов», к которому присоединились более 120 городов, позволяет масштабировать наиболее эффективный и востребованный образовательный опыт. Такой обмен способствует формированию в стране общего поля актуальных образовательных практик. Мероприятия проекта уже посетили свыше 300 тысяч педагогов и руководителей со всей страны. Города – участники проекта представили свой лучший опыт и провели более 1,2 тысячи дистанционных мероприятий. Свыше 85 тысяч человек прослушали дистанционные образовательные интенсивы, организованные столичным Департаментом образования и науки и образовательными организациями Москвы. В Год педагога и наставника встречи проекта проходят в формате образовательного марафона.

Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube