«Все начинается с любви» – так звучит главный принцип школы № 606 Пушкинского района Санкт-Петербурга, которой в этом году исполняется 180 лет. В канун Дня учителя мы поговорили с её директором, кандидатом педагогических наук, почётным работником общего образования РФ, победителем конкурса на звание «Лучший директор школы Санкт-Петербурга», лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы» и Высшей народной награды Санкт-Петербурга «Золотой Пеликан: За милосердие, творчество, гуманизм и душевную щедрость» блогером и просто счастливым человеком Мариной Шмулевич.
«В этой школе очень любят детей»
– Марина Михайловна, что отличает вашу школу от всех других?
– Наша школа и правда особенная. Во-первых, потому, что она находится вблизи всемирно известных дворцово-парковых ансамблей Царского села Екатерининского и Александровского дворцов. Наше поистине царское здание, 180-летняя история школы и создают особую ауру, ту особую атмосферу, которая дает возможность творчества, и каждый, кто переступает порог школы, чувствует, что попал в настоящий дворец.
Школа начала свою историю с 1843 года, и в этом году мы отмечаем 180 лет со дня ее основания. «Пишем историю, сохраняя традиции» – под таким девизом проходят все юбилейные школьные мероприятия.
А ещё у нас есть настоящий музейно-педагогический комплекс «Мы – земляки по Царскому Селу», где особое место занимает Музей А.С. Пушкина. Наша школа – это территория счастливых людей, «Школа творчества и успеха», в которой каждый может найти интересное для себя дело, развить и реализовать свои способности. Про нас говорят, что «в этой школе очень любят детей». И это действительно правда, потому что все мы – участники образовательного процесса – счастливы. Вот это всеобщее ощущение счастья и создаёт уникальность и успешность нашей любимой школы.
Хотелось бы поделиться одним из последних значимых достижений. Мы вошли в «ТОП-50 лучших школ Санкт-Петербурга по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России». Это большой успех наших выпускников и блестящий результат работы учителей школы!
– А с чего начинается ваша школа?
– «Все начинается с любви» – это наш главный принцип, и в этом наш успех: радость от встречи друг с другом, сотворчество и сотрудничество, способность слышать и слушать, комфорт и мотивация – в этом основа обучения и воспитания. С этого начинается и этим наполнен каждый день в нашей школе.
«Всему хорошему и плохому дети учатся у взрослых»
– О современных школьниках чего только ни говорят. Назовите, пожалуйста, самые громкие мифы о них.
– Мифов немало. Ну вот, например: «Дети стали более жестокими и циничными», «Сегодня с детьми работать стало сложнее», «Современные ученики не читают книг», «Сегодняшним детям многое позволено».
Конечно, это не так. У нас замечательные дети: умные, талантливые, ответственные, искренние. Считаю, что многое, да, пожалуй, практически всё зависит от учителя, от его способности видеть и понимать ребёнка, от умения не стоять в стороне от его проблем.
– Я тоже всегда удивляюсь, когда современных детей называют нечитающим поколением...
– Да вы что! Ремарк, Лондон, Достоевский и многие другие – имена авторов, которых они выбирают, говорят сами за себя. С нашими детьми очень интересно разговаривать – в этом я убеждаюсь каждый раз, когда вхожу в класс и веду урок. Недавно в 10-м классе проводила «Урок о важном», где состоялся серьёзный разговор о ценностях современного человека, о достоинстве и ответственности, о выборе, который делает каждый в той или иной ситуации, и дети высказывали свою позицию, проводя параллели с героями русской классики, публицистики, зарубежной литературы, дискутировали, обосновывая своё мнение. У нас потрясающее поколение, которым можно гордиться.
– Самый деликатный (неоднозначный), на ваш взгляд, момент, который касается образования и воспитания детей?
– Таких моментов немало. Сейчас я думаю об одном из них – результат воспитания. В процессе обучения мы всегда ставим цели, идем к результату и считаем процесс образования эффективным, когда результат максимально приближен к цели. Результат воспитания измерить практически невозможно. О нем мы судим исходя из наших наблюдений, заметок, впечатлений. Это те самые моменты, которые позволяют нам увидеть результат воспитания, а точнее, увидеть его конкретный штрих. Бывает, видим четко, бывает, ошибаемся или не видим, проходим мимо. Очень важно заметить и не пройти мимо, а это нужно уметь и учителю, и родителю, ведь процесс воспитания возможен только в условиях сотрудничества учителя, ученика и родителей. В этом процессе чрезвычайно важное значение имеет педагогический профессионализм как учителя, так и родителя. Именно поэтому в Открытом гуманитарном институте (ОГИ) реализуется программа для родителей «Школа родительского успеха», участвуя в которой, родители приобретут бесценный опыт и знания в решении различных проблем в воспитании ребенка.
– Как вам видится союз ученика, учителя и родителей? Как вы ведете диалог с родителями?
– Смысл такого союза заключается в сотрудничестве на основе понимания проблемы ребенка, ученика. Часто родителям не хватает опыта такого сотрудничества, чтобы вовремя поддержать и помочь своему ребенку решить возникшую проблему или самому увидеть зарождающуюся проблему.
Можно ли помочь родителям приобрести необходимый опыт сотрудничества с учителем в воспитании ребенка? Да, безусловно. Различные школы имеют разный опыт педагогического просвещения родителей, это и университеты для родителей, и круглые столы, семинары, клубы и так далее.
Сегодня в условиях развития цифровых коммуникационных технологий появились новые возможности, в том числе и блоги с самой различной тематикой, которые позволяют вести активные обсуждения по самым разным темам.
Мне стала интересна такая форма общения, и я создала свой блог для родителей. Именно блог позволил вести диалоги с родителями и обсуждать актуальные вопросы воспитания детей.
Как руководитель школы, как педагог я веду его, активно общаюсь с родителями, мы обсуждаем проблемы воспитания и совместно ищем пути решения, выстраиваем алгоритмы решения самых разнообразных проблем воспитания. (От редакции: блог Марины Шмулевич можно посмотреть тут).
«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя»
– Есть ли какой-то принцип, по которому вы выбираете педагогов в свою школу?
– Счастливый человек – в этом заключено самое важное для личности учителя: только счастливый человек имеет возможность обмениваться своей позитивной энергией с детьми и мотивировать их на успех. Счастливый учитель делает счастливым ребенка.
– Чему в жизни современного педагога не позавидуешь?
– Безусловно, загруженность учителя огромным количеством отчётности в самых разных формах, не относящейся к организации процесса обучения.
– Как учителя с этим справляются? О том, когда всё это закончится, я даже не спрашиваю...
– Современный учитель мобилен, он научился находить выход из любой ситуации, понимая, что дети с нетерпением ждут от него интересного урока, да и сам педагог получает удовольствие от хорошо подготовленного урока – это сильный стимул. А то самое «послевкусие» от урока? Кураж, драйв, когда урок удался, когда на уроке совершается открытие, «эврика». Поэтому состояние подъёма детей и учителя от совместной деятельности не испугают никакие отчётности.
– Кто из педагогов-классиков и/или новаторов повлиял на вас лично и на организацию работы вашей школы?
– Потрясающий Михаил Семенович Казинник, великолепная Татьяна Владимировна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики, и, конечно, моя мама – Анна Бениаминовна Коганова, Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы, имеющая 60 лет педагогического стажа, из них 40 лет в качестве директора школы. Неслучайно лаборатория ОГИ, где я являюсь научным руководителем, носит ее имя.
– Есть ли у вас любимый афоризм/цитата про образование?
– Сегодня мне хотелось бы привести именно этот афоризм Оскара Пешеля, профессора Лейпцигского университета: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя».
– Ваше пожелание коллегам-педагогам в День учителя?
– В День учителя я всегда желаю своим коллегам только одного: «Пусть в жизни всегда будет момент для счастья, повод для улыбки и время для мечты».