Школьники // Статья

Как вовлечь детей в школьную жизнь и повысить уверенность в себе

Три совета профессора МГПУ Бориса Куприянова.

Как вовлечь детей в школьную жизнь и повысить уверенность в себе
Фото: mykaleidoscope.ru

Школьники, которые участвуют в инициативном бюджетировании, больше вовлечены в жизнь школы, имеют высокую самооценку и лучше учатся. Практика распределения вместе с детьми школьного бюджета влияет на развитие лидерских качеств и улучшает атмосферу в коллективе, рассказал профессор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Борис Куприянов.

Инициативное (партисипаторное) бюджетирование – распределение участниками сообщества, например, жителями города, части бюджета появилось еще в 1980-е годы в Бразилии. В школах такую практику начали вводить сначала во Франции, а затем в Португалии. В России проект школьного инициативного бюджетирования, инициатором которого выступил НИФИ Министерства финансов России, появился в 19 регионах, точнее в школах Санкт-Петербурга, Ярославля, Калининграда, Костромы, в ХМАО. Ученики предлагают на общешкольное обсуждение свои идеи по улучшению пространства, речь идет о суммах от 150 тысяч до 3 млн руб. Лучшие проекты определяются голосованием и получают финансирование.

Профессор МГПУ Борис Куприянов с помощью разработанной авторской методики, включающей 11 параметров, проанализировал, как эта практика влияет на психоэмоциональное состояние, социальную активность школьников и на их вовлеченность в учебу. Исследование ученого проходило в школах ХМАО.

Оказалось, что партисипаторное бюджетирование – важнейший инструмент, который помогает сформировать внутренний дух учебного заведения.

Среди вовлеченных в этот процесс школьников ученый выделил три ключевых типа: «энтузиасты», «ассистенты», «публика». «Энтузиасты» выступают как двигатели проектов, предлагают идеи и становятся лидерами. Представители группы «ассистентов» хоть и не являются инициаторами, активно участвуют в процессе и часто принимают на себя вспомогательные функции. Их уровень самооценки и восприятие своих возможностей близки к показателям «энтузиастов». «Публика» – это те, кто, в основном, остается в стороне от участия, но их присутствие важно для формирования общественного мнения.

Вообще все, кто активно участвует в изменениях, считают школу вторым домом, а вот не вовлеченные в школьную жизнь дети воспринимают свое учебное заведение чаще в негативном ключе, концентрируются на несвободе, ограничениях, отметил профессор МГПУ.

Для того, что увеличить вовлеченность детей в школьную жизнь и сформировать внутришкольное сообщество, используя инициативное бюджетирование, необходимо учитывать три фактора.

1. Руководство школы должно быть готово к изменениям

Администрации школы гораздо проще и эффективнее с точки зрения экономии времени, самостоятельно решать, где поставить дополнительную скамейку, повесить новый стенд или зеркало. Советоваться с детьми – сложный процесс. Но вовлечение учеников, их участие в обсуждении нововведений, которые касаются их в первую очередь, это – важный шаг к формированию настоящего сообщества, где каждый чувствует себя причастным к жизни школы и относится к другим с искренним уважением.

2. Учителям придется разговаривать с детьми на сложные темы

Для того, чтобы ученики ощущали себя полноправными участниками процесса, педагогам стоит обсуждать, объяснять школьникам, что такое организация внутришкольной жизни. Учителям необходимо также научиться слушать и слышать детей, воспринимать их критические замечания, что не всегда приятно, но полезно для сообщества в целом.

3. Организация реального ученического самоуправления

Школьное инициативное бюджетирование – эффективный инструмент, который поможет реализовать в школе реально работающее самоуправление. Ведь это – способ приложения сил и идей учеников, дающий им возможность создавать в школе свой мир. Дети вместе со взрослыми обсуждают, как с пользой потратить часть бюджета, становятся соучастниками изменения школьного пространства.

Так, в одной из школ ХМАО, где было реализовано партисипаторное бюджетирование, уже реализуется проект шестиклассника под названием «Тихая школа».

Мальчик предложил снабдить каждый школьный стул дополнительными шурупами, и стулья перестали скрипеть.

Себестоимость проекта составила 300 рублей на один класс.

Ученик, участвующий в реальном школьном самоуправлении, становится субъектом изменений, понимает, что от него что-то зависит. Так рождается сопричастность, желание сделать лучше сначала свой маленький школьный мир, а затем – и большой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube