Городское образование // Статья

Московские учителя обсудили особенности драматургии Чехова

Участники Клуба полезного досуга посетили обновленную экспозицию дома-музея Чехова.

Московские учителя обсудили особенности драматургии Чехова
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

Очередное заседание Клуба полезного досуга прошло 11 октября в доме-музее А.П. Чехова. Московские педагоги познакомились с историей Чехова-драматурга: его пути в театр, успехах и провалах пьес, мифах вокруг его жизни и творчества. Лектором выступил заместитель заведующего отделом «Дом-музей А.П. Чехова» Государственного литературного музея, автор книги «Товарищ Чехов. Очерки по истории советского чеховедения 1920–1950-х годов» Виктор Зайцев.

Экспозиция музея поделена на две части: литературную и мемориальную. В этом доме Чехов написал пьесы «Леший», «Иванов» и водевили «Предложение» и «Медведь». Здесь сохранился подлинный стол, за которым он сочинил около 100 произведений. В доме он занимался и приемом пациентов.

Важную роль в концепции обновленного чеховского музея играет чемоданная, «ящичковая» история: Чехов значительную часть жизни прожил в поездках, на чемоданах, он часто переезжал. Потому многие экспонаты расположили в ящичках – это еще и позволило увеличить количество представляемых предметов, а посетители в таком интерактивном формате могут самостоятельно изучать экспонаты.

«В нашем театре тоже скоро откроется музей, и мне как руководителю проекта было интересно посмотреть, как организовано пространство, как представлены предметы прошлого. Меня впечатлила “чемоданная концепция”, эта возможность показать экспонаты. Я думаю, что некоторые идеи мы возьмем себе на заметку при проектировании нашего музея», – рассказала участница клуба, заместитель директора детского музыкального театра «Домисолька» Елена Пешкова.

По словам лектора, первые театральные впечатления Чехова связаны с Таганрогским городским театром. Задокументировано первое театральное впечатление Чехова – оперетта Оффенбаха «Прекрасная Елена».

Гимназистом Чехов увлекался массовым репертуаром: опереттами, шуточными водевилями. Островского он скорее всего так же увидел на подмостках Таганрогского театра. Первые творческие поиски Чехова были связаны с драматургией.Будущий драматург хотел переложить гоголевского «Тараса Бульбу» в пьесу. В воспоминаниях младшего брата писателя, Михаила Чехова, отмечено, что в домашнем театре одного из одноклассников ставились водевили Антона Чехова, которые специально их готовил, записывал в тетрадях, а потом все уничтожал.

Первый значительный опыт Чехова-драматурга исследователи относят к последним годам учебы в гимназии и к первым годам его пребывания в Москве. Изначально это была пьеса без названия, но в советские годы критики назвали ее «Безотцовщина». Эту пьесу при жизни Чехова не увидели ни читатели, ни зрители. Примечательно, что именно это произведение стало сценарной основой для фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

«Пьеса огромного объема, рукопись превышает тургеневские “Отцы и дети”. Он в нее вложил весь свой жизненный, литературный опыт. Очень много отсылок к Шекспиру, Тургеневу, Толстому. В “Безотцовщине” Чехов напал на сюжеты, которые разрабатывал всю оставшуюся жизнь: здесь есть мотив утраты дома, образ лишнего человека», – отметил Виктор Зайцев.

Первая поставленная пьеса Чехова – «Иванов». Премьера состоялась 19 ноября 1887 года в столичном театре Корша, в котором ныне располагается Театр наций. Премьера была противоречивой: часть публики разразилась овациями, другая освистала. Но Чехов доработал пьесу, и в 1889 году с большим успехом состоялась премьера спектакля «Иванов» в Александринском театре.

Позднее на сцене этого театра провалилась «Чайка». Писатель тяжело переживал неудачу, по этой причине он долго не соглашался на постановку «Чайки» в Московском художественном театре, но публика в итоге тепло приняла пьесу.

«Чехов опередил свое театральное время буквально на два года. Текст “Чайки” требует театра нового типа – режиссерского театра. Немирович-Данченко и Станиславский были режиссерами нового типа, они не просто вчитывались в текст и потом его транскрибировали на сцене, а пытались создать из текста что-то, соответствующее их эстетической программе, представлениям об искусстве.

Понятие “подтекст”, которое шагнуло во все гуманитарные науки, было придумано именно Немировичем-Данченко и Станиславским», – рассказал Виктор Зайцев.

Загадочной для чеховедов остается пьеса «Дядя Ваня» (вольная переделка более ранней пьесы «Леший»). Исследователи до сих пор не установили, когда точно она была создана.

Специально для мхатовской труппы Чехов написал две свои последние пьесы – «Три сестры» и «Вишневый сад». Существует миф, что самой успешной прижизненной пьесой Чехова была «Вишневый сад». Во многом он популярен потому, что сейчас «Вишневый сад» больше других произведений автора ставят в России. Однако самой успешной постановкой в МХТ в дореволюционное время, вызвавшей бурные обсуждения в обществе, стала пьеса «Три сестры». Писатель Леонид Андреев даже обыграл интерес публики к этой пьесе, написав фельетон «Три сестры». «Вишневый сад» был гораздо прохладнее принят публикой. Отчасти это может быть связано с тем, что на премьере труппа театра решила устроить чествование 25-летнего юбилея литературной деятельности Чехова. Между третьим и четвертым актом был перерыв в премьере, писатель на сцене выслушивал поздравительные адреса, ему устроили овации – и все это резко затмило саму пьесу.

«Чехов бессмертен как культурный феномен, он – один из самых популярных драматургов в России и в мире. Он периодически делит первое место с Шекспиром по количеству постановок. Последний писатель, который по художественному языку воспринимается как актуальный», – заключил Виктор Зайцев.

В конце встречи педагоги обсудили историю создания дома-музея Чехова и современные постановки драматурга в российских театрах.

Клуб полезного досуга – просветительская программа для учителей московских школ, организованная в Год педагога и наставника Корпоративным университетом московского образования столичного Департамента образования и науки. Новости и анонсы новых встреч педагоги могут увидеть в телеграм-канале Клуба.

Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проектов «Социальные лифты для каждого» и «Современное образование» национального проекта «Образование».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube