Порядка 70% российских учителей сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их родителей. А сколько школьников сталкиваются с буллингом? Около 30%. По недоброй традиции на проблемы учителей принято закрывать глаза, вся борьба с буллингом крутится вокруг детей. На педагогах одна ответственность и никакой поддержки! «Вести образования» собрали истории учителей, которые заставляют их задуматься о правильности выбора профессии. Уйти нельзя остаться.
Спасибо, что живой
Ульяновский школьник пырнул ножом в живот классного руководителя, в Екатеринбурге подросток ударил педагога молотком по голове, а красноярские «детки» смонтировали липовое порновидео с участием пожилого учителя. Школьные разборки становятся главными героями криминальных хроник чуть ли не каждую неделю. И если физической расправы удается избежать, то абсолютное большинство учителей рискуют остаться без работы из-за малейшего конфликта с подопечными. Ведь любое замечание воспринимается в штыки как ребенком, так и его родителями. Агрессия учеников в адрес школьных наставников – уже давно не что-то из ряда вон выходящее.
То похудеть прикажут, то накладку на лысину сделать
«Так сложилось, что на предыдущем месте работы мне сократили количество часов, поэтому я перешла в другую школу. И тут из-за особенностей моей внешности на меня стал давить директор. Дело в том, что с детства у меня нет одного зуба. Ничего ужасного в этом нет, я не шепелявлю, не выгляжу как маргиналка, но и обзавестись новым резцом по медицинским показаниям не могу. За неполный рабочий год эта тема поднималась несколько раз! А дальше что? Условной Марь Ванне прикажут похудеть на 10 кг, Семен Петровича отправят накладку на лысину сделать. А то ишь ходят лысо-толстые, плохой пример детям подают», – делится личной историей педагог одной из столичных школ.
Ответить по всей строгости закона за потерянный карандаш
«Самое сложное в 1-м классе – это родители! Они будут лучше вас знать, куда посадить ребёнка, как учить, как хвалить. Они сообщат вам, что ругать их ребёнка нельзя. За потерю карандаша или варежки будете отвечать по всей строгости. Вам будут говорить, что ребёнку скучно на уроке, и он не хочет писать буквы. Одни будут говорить, что весь год нужно писать только палочки, а другие – что пора учить таблицу умножения и решать уравнения. И плевать они хотели на программу. Они лучше знают, как должно быть», – иронизирует о родителях «своих» первоклассников молодой учитель из Омска.
От развода родителей страдает педагог
«После развода мама и папа не могут (или не хотят) поделить дочку-второклассницу, крадут её друг у друга, пытаются перевести в школу поближе к своему месту жительства. Еще и меня используют для передачи всяких оскорблений! Папаша мне пишет, что, мол, я не человек и не женщина, а просто чудовище, раз поддерживаю диалог с его бывшей женой. Я уже просто не могу даже смотреть на эту девочку, терпеть эти ссоры, склоки и угрозы. А ведь надо еще и думать, как из двоечницы хотя бы троечницу сделать! Вместо решения реальных проблем ребенка родителей занимают только их межличностные проблемы. Девочка плохо учится? Нет, что вы, мама и папа не виноваты, это училка дура. Не могу так больше. И искать защиты у руководства нет смысла», – пишет учитель начальных классов в одном из педагогических пабликов.
На каком основании вы мне поставили «тройку»?
«У меня двойственные чувства. Я, с одной стороны, люблю свою работу. Но с другой стороны – в край оборзевшие дети и их родители, у которых виноват только учитель и на которых нет никакой управы. Третья четверть только началась, а я до сих пор расхлебываю последствия первого полугодия. Поставила одному ученику «тройку» по своему предмету, а в каникулы он мне присылает голосовое сообщение с самым настоящим ором: «Моя мама от вас откажется, на каком основании вы мне поставили “тройку”»? Ребенка закинула в ЧС, а после каникул получила жалобу от родительницы, что я груба с ее чадом. Директор разбираться не стала. Я осталась крайней», – пишет педагог краснодарской школы.
Сливки общества – это класс, в который слили всех проблемных детей
«Дали класс, в который сбагрили всех детей, которых по тем или иным причинам не взяли к себе другие учителя, работающие в этой школе много лет. К счастью, большая часть класса – хорошие, добрые, воспитанные дети. Но есть пять человек, из-за которых я каждый день думаю об увольнении. Они сбегают с уроков, матерятся, бьют ногами других детей, ломают мебель, на уроках ничего не делают, смеются, разговаривают, встают, открыто говорят: мне все равно на ваши правила, я веду себя так, как хочу! Я так устала терпеть такое отношение, руки опускаются! Хочу уволиться, почти каждый день дома плачу от бессилия и усталости. Пью успокоительные. Держусь только ради тех детей, с которыми у нас сложились хорошие, тёплые отношения. Знаю, что они уже успели ко мне привязаться и очень расстроятся, если уйду», – рассказывает молодой педагог с Дальнего Востока Наталья Харченко.
Как наорать хорошую оценку?
«Один мой новенький класс просто жизни не даёт, дети не учат ничего! Родители ополчились, деточки бедные, их угнетают. Всех предметников уже задергали, а теперь добрались до меня. Хотя я работаю индивидуально, помогаю, тяну за уши, но там нет знаний, родители скандалами выбивали с начальной школы оценки. Предыдущий учитель на конфликт не шёл, просто ставил всем 4 и 5. А какие там хорошие оценки, когда восьмиклассники таблицу умножения не знают? И вот теперь у меня соблазн плюнуть на все и ставить им те оценки, которые они хотят. Мои нервы мне дороже», – пишет в одном из учительских пабликов педагог из Волгограда.
Школа – социальный инвалид
«Родители забывают о собственных обязанностях, пытаясь полностью переложить всю ответственность за воспитание детей на школу, предъявляют массу вопросов и требований. В большинстве случаев все эти проблемы ложатся на плечи конкретных учителей: ни школа не защищает учителя, ни управление образования – школу. На мой взгляд, такая школа – социальный инвалид. Ничему она не научит, ничего не даст. Родителям разрешили жаловаться на учителей, очень часто вопрос решается не в их пользу, даже если педагог подтверждает свою правоту документально. Как правило, ответ вышестоящих организаций следующий: вы не смогли замять этот конфликт сами, поэтому будете наказаны. Так и живем по принципу “Собака выглядела настолько жалко, что ее хотелось пнуть”», – делится своим мнением социальный педагог красноярской школы.
Только статистика. Ничего личного
По статистике 36 тысяч российских женщин ежегодно терпят побои мужей, еще 12 тысяч каждый год гибнет от домашнего насилия, 20 тысяч детей ежегодно становятся жертвами родителей и еще 2 тысячи мальчиков и девочек кончают жизнь самоубийством, пытаясь избежать домашнего насилия. Сколько проблемных учеников и их родителей среди этих семей? Подчас эти дети и сами родители выросли в отсутствии нормальных человеческих отношений и не знают, что такое спокойный разговор, диалог, уважение, любые слова они принимают на свой счет и сразу начинают защищаться и проявлять агрессию. Они с охотой вливаются в касту «родителей-террористов», для которых важен процесс и эффект разборок, в которых можно реализовать себя как активного родителя, разрядиться, выплеснуть энергию, почувствовать себя уважаемым человеком и проявить власть.
Проекция общероссийского насилия на школьных учителей неутешительна. Порядка 60% родителей в конфликте с педагогами угрожают обратиться в вышестоящие инстанции, 5% заявляют об угрозах физической расправы.
Половина всех конфликтов сопровождается криками и истериками родителей, 30% мам и пап позволяют себе нецензурные выражения в адрес педагогов, порядка 2% родителей поднимают руку на учителей или портят их вещи.
Мы не одни такие
Справедливости ради нужно отметить, что агрессия в адрес учителей – не эксклюзивная проблема современной России. «Недооцененный кризис» – такой термин Национальная ассоциация образования США использовала для описания издевательств над учителями еще 10 лет назад. Но с тех пор ничего не изменилось. По официальным данным 80% американских педагогов становятся жертвами хамства и оскорблений со стороны своих учеников, каждый десятый учитель сталкивается с физическим насилием.
Как общество реагирует на проблему? Сочувствует. Педагоги в свою очередь просто уходят из профессии. Дефицит учителей уже стал американской проблемой № 1 в сфере образования.
В Израиле профессия педагога тоже не в авторитете. По данным фонда The Varkey Foundation, среди развитых государств Израиль стал страной, где учитель пользуется наименьшим уважением. Ученики могут хамить педагогу, спать на уроках, мусорить в классах и полностью игнорировать его замечания.
В британских школах учителя страдают от кибер-буллинга. Здесь родители нападают с кулаками не так часто, зато этот «дефицит» с лихвой компенсируют дети. Массовый исход педагогов из профессии начался после того, как ученики начали распространять в социальных сетях фейковые ролики про своих учителей с оскорбительными хэштэгами.
В благополучной Германии каждый третий учитель заявляет о физическом и моральном насилии со стороны учеников и их родителей. Жертвой вторжения в частную жизнь и оскорблениями сталкиваются 48% немецких педагогов.